11 июня 2010 года
В мае этого года в Вене под эгидой IGEPHA состоялась международная специализированная конференция «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ», посвященная обсуждению межгосударственных вопросов лекарственного и медицинского обеспечения в условиях экономического кризиса 2008-2009 гг.
Организатором конференции выступило Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Австрии - IGEPHA, которое в первую очередь постаралось привлечь к обсуждаемой тематике форума национальных производителей, ориентированных на укрепление и расширение своего бизнеса за пределами Австрии.
Программа конференция включала в себя:
обсуждение государственных программ здравоохранения европейских стран с учетом реалий мирового экономического кризиса; оценку основных трендов развития рынка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в ближайшей перспективе 2010-2012 годов; риски и возможности расширения присутствия австрийских производителей медицинской продукции в странах Центральной и Восточной Европы.
Следует отметить авторитетный состав участников IGEPHA – конференции. Это были как транснациональные корпорации: «Пфайзер», «Мерц», «Байер», «Никомед», так и национальные: «Берингер Ингельхайм», «Меда», «Санова» и небольшие частные компании («Д-р А.& Л. Шмидгалл»).

Аналитическую поддержку проводимому мероприятию оказали международные агентства «Global Success Advisors», «Ernst & Young» , «Baker & McKenzie», «IMS».
Не секрет, что мировой экономических кризис 2008 - 2009 гг. затронул не только сферу банковских интересов и фондовый рынок, но в определенной мере повлиял на программы финансирования здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы.
Россия не стала исключением из общего правила. По мнению «IMS» аналитиков, будучи крупнейшим ОТС – рынком на территории Центральной и Восточной Европы, Россия до сих пор остается страной с минимальным среднегодовым уровнем расходов на покупку лекарств в пересчете на единицу населения. Уровень затрат на покупку ОТС лекарств на одного жителя в Словакии составляет 46 евро в год, в Греции – 45, в Польше – 33, в Венгрии – 28 и в России – 18.
Более детальную картину ситуации на российском фармацевтическом рынке в период финансового кризиса 2008-2009 гг. представил участникам конференции Thomas Kukwa, Country Manager Russia/ CIS, Pfizer Consumer Healthcare.

T. Kukwa акцентировал внимание собравшихся на том, что в структуре российского рынка до сих пор 80% составляет импорт лекарственных препаратов и 20% - национальное производство. При этом процентное соотношение безрецептурных препаратов к рецептурным - 32% к 68%.
Безусловный лидер ОТС – рынка – отечественная компании «ФАРМСТАНДАРТ» с долей рынка 8,3%, на втором месте – «Новартис Консьюмер» (8,3%), третье место занимает «Санофи-Авентис» (5,1%) и четвертое – «Берлин-Хеми» (3,9%), (источник: IMS retail index).
Наибольшие объемы продаж в российском ОТС - сегменте занимают препараты для лечения простуды, гриппа и аллергии - 920 млн. $, далее – анальгетики - 634 млн $ и пищевые добавки - 633 млн. $ (2009 г).
Второй выступавший с российской стороны компанией была «САНТА» - эксклюзивный дистрибьютор препаратов «КАРМОЛИС» (производитель «Д-р А.& Л. Шмидгалл», Австрия). Докладчики в лице М.Ульяновой М. и С.Ермоловича более подробно остановились на вопросах государственного регулирования цен на лекарственные препараты, а также ознакомили участников форума с особенностями товаропроводящей цепочки от производителя к потребителю на внутреннем рынке.
С. Ермолович обратил внимание всех присутствующих, что принятый в России 12 апреля 2010 г. Закон «Об обращении лекарственных средств в Российской Федерации», охватывает все сферы деятельности фармацевтического рынка, включая: государственное регулирование предельных отпускных цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЛС), порядок и сроки регистрации лекарственных препаратов; этические аспекты проведения клинических исследований и ряд других аспектов.
Он также сообщил, что, согласно данным ЦМИ «Фармэксперт», продолжается неуклонное «вымывание» дешевых позиций ЛС с российского рынка. Так, например, в 2002 г. доля препаратов в розничном ценовом диапазоне до 30 руб. составляла 24,1%, тогда как в 2009 г. – уже только 7,9%. А доля препаратов в ценовом диапазоне свыше 300 руб. за аналогичный период времени увеличилась с 14% до 34%.
Анализируя состояние товаропроводящей цепочки, докладчик выделил пять ключевых дистрибьюторов: ЦВ «ПРОТЕК» (22,2%), «СИА Интернейшнл» (21,9%), «КАТРЕН» (15,7%), «РОСТА» (13,2%) и «Alliance Healthcare» (АПТЕКА-ХОЛДИНГ) (9%), которые контролируют 82% всего товарооборота лекарств, БАДов и медицинских изделий на национальном рынке. При этом (из 63 400 аптек по всей России) крупнейшие аптечные сети ТОП – 10, имея в совокупности 4487 торговых точек, обеспечивают почти пятую часть всего розничного товарооборота - 18,5% .
Выступавшие с докладами представители здравоохранения и фармацевтического бизнеса Греции отметили более глубокий и затяжной период выхода страны из экономического кризиса, и также сообщили о введении государственного регулирования цен на лекарственные препараты на местном рынке.


В ходе конференции IGEPHA участникам было предоставлено время для обмена личным опытом.
В заключение большинство присутствующих аналитиков сошлось во мнении: «Российский рынок ПЕРСПЕКТИВЕН для развития фармацевтического бизнеса, но требует тщательного просчета СТРАТЕГИИ построения бизнеса, учитывая ВЫСОКУЮ ВЕРОЯТНОСТЬ РИСКОВ».
14 октября 2025 года

28 апреля 2025 года
.jpg)
28 марта 2025 года

3 декабря 2024 года

2 декабря 2024 года
