Цветы гвоздики доводилось видеть, наверное, всем — да и с ароматом этой пряности многие хорошо знакомы. Но не все знают, что привычный нам "махровый" цветок или скромная полевая гвоздичка не имеют к красновато-коричневой пряности почти никакого отношения — кроме легкого сходства запахов. Доходит до того, что путаются не только слова, но и свойства — и в самых разных советах по использованию лекарственных растений обе гвоздики сливаются в одну, да и историю одной гвоздики приписывают другой...
Например, древнегреческая легенда о несчастном пастушке, на которого разгневалась богиня Артемида и вырвала ему глаза, превратившиеся в два алых, как кровь, цветка, относится к растениям рода Dianthus, в этом названии "осталось" римское имя богини — Диана. А вот "дерево из сада Зевса", драгоценнейшие бутоны которого древние греки и римляне наделяли волшебной силой — это Syzygium aromaticum; уже по видовому названию становится понятно, что выделяется оно прежде всего необыкновенным запахом.
Аромат этот в древности был лучше всего знаком жителям Молуккских островов в Юго-Восточной Азии — именно оттуда родом гвоздичное дерево. Сигизиум ароматный цветет два раза в год, так что, казалось бы, собрать большой урожай бутонов с дерева, достигающего в высоту 10-12 м, не так уж сложно. Однако с каждого дерева бутоны собираются только раз в два года, иначе качество пряности ухудшится. Да и "созревает" дерево только через 20 лет после посадки, и в дикой природе сплошных зарослей не образует.
Так что в древние времена щепотка резко пахнущих и пряных, чуть жгучих на вкус бутонов была именно что царской припавой и благовонием. Даже императорским: во время правления китайской династии Хань существовал обычай — любой чиновник, да что там — каждый слуга, приближающийся к царственным персонам, обязан был жевать гвоздику, чтобы радовать императора своим дыханием. Кстати, гораздо позже и на другом краю земли этот обычай вновь появился — при дворе английской королевы Елизаветы I гвоздика считалась "пряностью для бесед с Ее Величеством", и каждый придворный носил с собой золоченую коробочку с заветным порошком...
Обычай, нужно заметить, весьма способствующий здоровью — о целебных свойствах гвоздичного дерева с древних времен знали в Китае и Индии, Греции и Риме. Однако после краха Римской империи в Европе об этой пряности подзабыли: бедные, по сравнению с роскошью императоров и патрициев, королевства просто не привлекали восточных купцов с драгоценным товаром: нечем было платить! Так что крестоносцы, пришедшие на богатый Восток, заново открыли для себя и эту лечебную пряность.
А вот на Руси как лекарство гвоздика употреблялась уже в X-XI веках, причем впоследствии гвоздичное масло, завозившееся в богатую Москву из Персии, стало достаточно привычным средством. Например, известный "Домострой" говорит о нем так: "Если масла такого капнешь в воду капли две-три — придает благоухание рукам и красоту лицу. Это же масло, если в водку его немного добавишь и натощак выпьешь, то вычистит и гортань, и грудь, и голос смягчит, и рассосет в желудке непереваренную пищу, поможет от болей в желудке и аппетиту придаст, настроение улучшая, и язвам развиться не даст, все заживит".
В общем-то наши предки были полностью правы: эфирное масло гвоздичного дерева, по наблюдениям современных ученых, обладает и противомикробным действием, и болеутоляющим (особенно хорошо помогая при зубной боли), помогает справиться с паразитами, унять тошноту и рвоту, возбудить аппетит, его используют для лечения язв, прыщей, незаживающих ран.
И, разумеется, мимо таких замечательных свойств не могли пройти и одни из лучших лекарей-травников Европы — монахи-кармелиты. Так что и в современных препаратах Кармолис, наследниках "кармелитской воды", присутствует гвоздичное масло — согревающее снаружи и "изнутри", снимающее боль, помогающее бороться с бактериями, вирусами, грибками...