Пожалуй, ни один метод лечения в Средние Века не пользовался такой популярностью, как «отворение крови» - кровопускание. Поскольку в те времена считалось, что причиной всех болезней является нарушение равновесия 4 основных «жидкостей» (крови, слизи, желчи и чёрной желчи), регулировать этот баланс пытались самым простым и доступным способом. Кровь «отворяли» и при плохом настроении, и в профилактических целях, и при благоприятном сочетании звёзд – составлялись даже особые календари кровопусканий. Причём лекарь, отказывавшийся пользоваться этим методом лечения, объявлялся шарлатаном, кое-где даже предусматривалось уголовное наказание за отказ врача помочь таким образом больному.
«Отворяли кровь» не только врачи — в городах этим занимались и цирюльники, и даже банщики. Не обошло это увлечение и монастырскую медицину. Наряду с садом и огородом, в которых росли «зелёные лекарства», по соседству с больницами во многих монастырях отводились особые комнаты для кровопускания. Заведения эти не пустовали: монахи, в отличие от городских цирюльников, денег за такую операцию не брали, так что желающие полечиться бесплатно иногда выстраивались в очереди.
Пускали друг другу кровь и сами монахи, и не только для поддержания здоровья. В старинных книгах по медицине указывалось, что кровопускание способствует целомудрию. В самом деле, ослабленному потерей крови человеку уже не до греховных помыслов. Кроме того, после операции полагалось освобождение от работ на три дня, усиленное питание и обогрев: в строгих монастырских уставах отопление не поощрялось, а вот в комнатах для кровопускания делались специальные печи и камины.
Кстати, именно перерасход дров, которые приходилось закупать из монастырской казны, стал одним из поводов для нареканий тем обителям, где очень уж увлекались таким лечением. По самым строгим уставам кровопускание дозволялось не более 4 раз в год, однако для «избавления от страстей» монах мог выпросить себе разрешение на внеочередную операцию, так что доходило до 10-12 «отворений крови» на человека в год! То, что монахи каждый месяц устраивали себе трехдневный «отпуск» с усиленным питанием, не могло не остаться незамеченным – и в XIII веке Ватикан начинает решительную борьбу со злоупотреблениями в этой области.
Так, в 1215 году Латернский собор запретил монахам кровопускания и мирянам, и друг другу. В 1243 году папской буллой вообще было запрещено монахам учиться медицине. Теперь в монастырские больницы нанимали цирюльников, которые и продолжали пускать кровь не только мирянам, но и монахам. Но цирюльникам приходилось платить за работу, так что лишние процедуры стали для обителей весьма накладными, и постепенно увлечение «отворением крови» стало проходить.
«Бескровное» же лечение в монастырях, в том числе и растительными средствами, как раз с XIII века начинает совершенствоваться: новые рецепты бальзамов, настоек, экстрактов целебных трав прописываются как «приправы», «благовония» и т.п. Так что запрет на кровопускания поспособствовал развитию монастырской фитотерапии.