Один из первых указов, подписанных юным Петром I (тогда еще царствовавшим совместно с братом Иваном Алексеевичем), носит весьма интересное название: "По случаю неисправностей в Аптекарской палате". Увы, но к концу XVII века ситуация с лекарствами в России была именно что "неисправной": государевы лекари заботились только о царской семье и войске, а остальное население (включая, заметим, и знатных людей) зачастую лечилось чем попало. Так что одной из первых реформ Петра после окончательного воцарения стала именно аптечная: указом от 22 ноября 1701 года в Москве были закрыты "зелейные ряды", в которых лекарства мог продавать любой желающий, и учреждены новые аптеки, разрешения на открытие которых выдавались только профессионалам.
К тому времени уже были учреждены и новые военные аптеки — в войсках, в создававшихся при них госпиталях, при строившемся флоте. Лекарств требовалось все больше, в том числе и таких, растения для которых нельзя было найти "ягодным сбором" в дикой природе — и в 1706 году царь Петр распорядился открыть новый аптекарский огород в Москве, за Сухаревой башней. Причем, с самого начала посадки предполагались не только "промышленные", но и научно-познавательные: в московском Аптекарском огороде выращивались лекарственные и другие травы, кустарники, деревья - "для наущения граждан в их различии". Фактически это был первый в России ботанический сад. Почти через век, в 1805-м году, заброшенный к тому времени Аптекарский огород и стал Ботаническим садом Московского университета, а с 1950 года, после закладки нового сада на Воробьевых горах — его филиалом.
С переносом столицы в новопостроенный Санкт-Петербург там тоже появился свой Аптекарский огород. Собственно, первые посадки лекарственных растений для нужд военного госпиталя возникли там чуть ли не раньше города — под стенами отвоеванной у шведов крепости Ниеншанц (Канцы) на Большой Охте. А в 1714 году для нужд аптекарей царским указом был выделен целый остров на Неве — тогда называвшийся Березовым из-за росшего на болотах густого леса, а потом получивший название Аптекарского. Там был разбит большой Летний сад, построены оранжереи для теплолюбивых растений, а часть трав, особенно ароматических — "кои пахнут" — была привезена из московских аптекарских посадок в Измайлове.
Не обходил Петр I своим вниманием и лекарственные ресурсы разных провинций России: еще в 1702 году был издан указ о заготовке и использовании растений Сибири, в 1709 году появляются первые аптечные огороды в Полтавской губернии (в 1721 году главный из них, в г. Лубны, стал государственным), а в 1720 году был издан указ об организации аптекарского огорода в Астрахани — специально для выращивания субтропических деревьев и трав, вывозимых из Персии, причем аптекаря и огородника для этого заведения прислали из Петербурга.
К сожалению, после смерти первого русского императора многое из начатого им постепенно пришло в упадок. Аптекарские огороды зачастую поддерживались только на энтузиазме их руководителей (среди которых было немало известных всему миру ученых-естествоиспытателей, проводивших на такой уникальной научной базе свои исследования), но... В московском Аптекарском огороде, например, должность директора, занимавшаяся докторами ботаники, в 1741 году была сокращена — и восстановлена только в 1786 году, в царствование Екатерины II, на которое приходится следующий "золотой век" Российской Империи и российской медицины.