Какой мы себе представляем древнерусскую медицину? Скорее всего, при ответе на этот вопрос большинство вспомнит о волхвах, колдунах, знахарях, тайно передающих "по наследству" знания о свойствах природных лекарств — ну и, разумеется, священников, для исцеления рекомендующих святую воду, молитву да пост... А что известно ученым о том, как на самом деле лечились наши предки?
Разумеется, были и волхвы, и знахари, да и иных лекарств, кроме натуральных, поначалу просто не было. Однако с принятием христианства начинается приобщение Руси к наследию античной культуры — вместе со священниками из Византии приходили и знания... В том числе — и медицинские: уже в XI веке, в только что образовавшемся первом русском монастыре — Печерском — принимал больных "пречудный врач" Антоний, монах, пришедший в Киев из греческого Афона. Причем он не только лечил "зельями" собственного изготовления, но и оставил после себя учеников, продолживших и расширивших благое дело: например, выходец из Печерского монастыря, епископ Ефрем Переяславский, учредил в 1089 году "врачеве и болници, всемъ приходящимъ безмездно врачевание" по разным городам своей епархии.
Однако если рецепты "зелий" можно было найти в трактатах, написанных на знакомых тогдашним священникам греческом языке и латыни, то с нужными компонентами все было не так просто. Часть лекарственных растений можно было без особых проблем собрать в ближайших лесах или лугах, по степям и болотам — однако зачастую требовались редкие на Руси, а то и вовсе не произрастающие в наших местах травы, смолы и т.п. — ведь "заморские" знания основывались прежде всего на опыте врачей Греции и Рима. Кое-что можно было найти у византийских купцов — но цена была высока, да и ждать заказанный товар приходилось очень уж долго, а болезнь ждать не будет...
И уже в XI-XIII веках при русских монастырях появились не только больничные кельи, но и "зелейные гряды" — участки огородов, отведенные под лекарственные и пряные растения. Ухаживать за ними нужно было тщательно, присмотр за такой "зеленой аптекой" выделялся как отдельное монастырское послушание, а сами "гряды" располагались в определенном порядке — в зависимости от свойств растущих на них трав.
Особенно широкое распространение получили такие аптечные огороды c середины XVI века — после того, как в 1534 году был закончен перевод на русский язык изданной в Германии книги "Сад здоровья" — в латинском подлиннике "Hortus amoenus" ("Приятный сад"), а полное ее русское название было куда длиннее - "Благопрохладный цветник. Вертоград здравию": "вертоградами" в старину назывались сады или виноградники.
Впрочем, для двориков с плодовыми деревьями, цветами и ароматными травами, созданных при русских монастырях (зачастую по образу и подобию компактных садов европейских обителей), было и другое название — "рай-городок", а то и просто "рай" — среди строгих построек такой красивый благоухающий уголок и должен был восприниматься как "кусочек рая". Мята, иссоп, гвоздика, пион, шиповник... Среди сохранившихся описаний "рай-городков" современный фитотерапевт найдет немало знакомых названий — "рай" служил не только для духовного исцеления.
А в 1581 году произошло важнейшее событие для истории русской фармацевтики — Иваном Грозным была учреждена Аптекарская изба, первое государственное медицинское учреждение, поначалу обслуживавшее только царскую семью и придворных. Для царской аптеки в московском Кремле был устроен свой сад - но настоящий расцвет и "государевых", и монастырских аптекарских огородов был еще впереди...