Целебные свойства трав, кустарников и деревьев человечество использует с древнейших времен: шумерские глиняные таблички, возраст которых насчитывает не меньше 6000 лет, донесли до нас сведения о применении тогдашними врачами горчицы, груши, сосны, ивы, пихты, чабреца... А примерно 4500 лет назад египетские жрецы решили не ждать милостей от природы — и разбили при своих храмах первые небольшие садики для выращивания нужных им трав.
Вслед за ними оценили возможность держать "зеленую аптеку" под рукой и соседние цивилизации: так, в знаменитых вавилонских садах VIII в. до н. э. выращивалось более чем 70 видов лекарственных растений. В Древнем Риме сады и огороды с целебными травами уже не были чем-то необычным, их описания (вместе с рецептами) остались во многих сочинениях того времени. Причем эта традиция пережила Римскую Империю: знания о лечении болезней были нужны всегда, и основными их хранителями стали самые образованные люди своей эпохи — христианские монахи.
Когда и при каком именно монастыре впервые появился клочок земли, засаженный благоухающими травами, сказать не возьмется никто, однако первое описание (причем в стихах!) не только 23 лекарственных трав, но и методов их выращивания оставил аббат бенедектинского монастыря в Райхенау (Германия) Валафрид Страбон в середине IX века.
Судя по всему, именно бенедектинцы распространили по всей Европе шалфей и анис, алтей и мальву, лаванду, мелиссу, да и другие пряные и лекарственные травы, произраставшие до этого только в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Выращивание экзотических растений требовало немалого умения и бережного ухода — и такие сведения аккуратно записывались. "Аптечный ассортимент" монахов постоянно пополнялся: так, в труде бенедектинца Хильденгарда фон Вингена, жившего в XII веке, описаны уже свойства и особенности более 200 "зеленых лекарств".
Каждый средневековый монастырь был еще и крепостью — а растения из аптекарского огорода были запасом лекарств на случай осады. Свободного же места внутри монастырских стен было совсем немного — и травяные садики стали образцом компактности и продуманного размещения растений... а заодно и родоначальниками регулярного, геометрически правильного стиля в оформлении садов, ведь основными фигурами в планировке служили крест и образованные им прямоугольники.
Кстати, именно от монастырских садиков пошла и европейская традиция цветников возле дома: в XVI-XVIII векам многие правители предписывали и горожанам, и крестьянам по возможности разбивать при своих домах участки для выращивания лекарственных трав - в осаде мог оказаться и целый город! Ну, а образец такого участка можно было увидеть в ближайшем монастыре...
Между прочим, стиль скромных монастырских садиков пользуется популярностью и в наши дни: именно от них ведут свое начало классические английские "kitchen gardens" — компактные придомовые участки, сочетающие практичность огорода с декоративностью цветника: традиционно такой "мини-сад" делится дорожками крест-накрест (иногда с небольшой клумбой в центре), и немалое место в его секторах занимают композиции из пряных и лекарственных трав — тем более что в наше время траволечением увлекаются многие. А вот что именно будет цвести и пахнуть на грядках — зависит и от вкусов хозяев, и от возможностей выращивания на открытом грунте.
Кстати, одними из первых русских садоводов, приспособившихся выращивать в нашем климате травы, пришедшие с берегов теплых морей, тоже были монахи и аптекари — но история российских царских и монастырских "аптечных огородов" заслуживает отдельного рассказа...