ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Золотой век Медицинского сада в Санкт-Петербурге

Кармолис » Блог » Это интересно » Золотой век Медицинского сада в Санкт-Петербурге

О том, как этот остров назывался раньше, до сих пор спорят историки: то ли это был Korpisaari – Лесной (или Дикий), то ли Korppisaari – Вороний, то ли даже Кoivusaari — Березовый... Однако с 1726 года все планы "северной столицы" в отношении этого кусочка суши становятся единодушны: с тех пор и доныне этот остров называется Аптекарским.

А началось все с 1713 года, когда царь Петр I повелел на этом островке, отличавшемся хорошей почвой и приятным климатом, разбить Аптекарский огород, на котором полагалось выращивать лекарственные травы для нужд армии и растущего флота — а также собирать коллекцию "полезных, курьезных и чуждых плантов".

Остров отдавался в полную собственность Медицинской коллегии и Главной аптеке, селиться на нем, в отличие от других петербургских островов, разрешалось только "аптекарским служителям". Одним из первых "служителей" становится в 1718 году Гаспар Фохт — садовник из Ганновера, ставший основателем многих сохранившихся доныне парков, русской классической садово-парковой традиции.

В 1719 году при Аптекарском огороде начинает работать "инструментальная изба",  изготовлявшая необходимое аптекарям оборудование, медицинские инструменты для военных хирургов. С 1721 года, при поддержке  архиепископа Феофана (Прокоповича) открывается лаборатория, изготовлявшая свыше 160 наименований лекарств и впоследствии разросшаяся в настоящий фармацевтический завод.

Поначалу Аптекарский огород работал прежде всего на снабжение аптек — шла Северная война, армия нуждалась в лекарствах. Но сразу по ее окончании Петр возвращается к своей изначальной идее: разбить в Петербурге настоящий ботанический сад, служащий для развития науки и просвещения.

Из Германии по приглашению императора приезжает ботаник Иоганн Христиан Буксбаум —заведовать "огородом" и читать лекции о лекарственных растениях будущим врачам. Он же стал первым академиком "ботаники и естественной истории" в учрежденной чуть позже Академии наук, а также составил первое научное описание флоры Северной России, привез в будущий ботанический сад экзотические растения из Турции и Персии, построил оранжерею, в которой, по восторженным свидетельствам путешественников, выращивались и созревали даже ананасы — по тем временам это было выдающимся достижением!

В 1735 году Аптекарский огород переименовывают в Медицинский сад. Тогда же преемник Буксбаума, швейцарец Иоганн Амман, закладывает отдельный от аптекарского ботанический сад — на Васильевском острове. При Аммане наступает "золотой век" Медицинского сада — в разные концы России и в дальние страны посылаются экспедиции, строятся новые оранжереи, коллекция растений достигает 1275 видов! Личный гербарий самого Аммана еще обширнее — 4676 видов, каждый с подробными описаниями. После смерти ученого это собрание переходит в собственность Академии наук.

А для Медицинского сада наступают тяжелые времена: заступивший на должность профессора ботаники директор сада Иоганн Георг Сигизбек попадает в немилость к властям, и в 1747 году граф Разумовский, новый президент Академии наук, издает постановление: "Нужды в ботанической науке при Академии такой нет, чтоб профессора на столь великом иждивении за одну только ботанику содержать" — и сокращает должность, а вместе с ней и финансирование научных исследований.

Сад и его служители возвращаются к прежним временам: их основная задача отныне — выращивать лекарственные растения, готовить препараты, обучать фармацевтов, выращивать в оранжереях экзотические фрукты для придворной кухни. Тем не менее, научная работа продолжается — под руководством Иоганна Питера Фалька, ученика великого биолога Карла Линнея. Однако средств на экспедиции уже нет, новые семена для коллекции приходят только по переписке от коллег из других стран. А в 1798 году, после передачи сада Медико-хирургической академии, не всегда находятся деньги и на дрова для теплиц, и на самые необходимые работы в саду.

Медицинский сад приходит в полный упадок, который сменяется новым расцветом только в 1823 году, когда его возрождают как Императорский ботанический сад. Но это уже совсем другая история...