Праздник Троицы издревле считался одним из самых важных на Руси. Отмечался от через 50 дней после Пасхи, и чаще всего эта дата приходилась на начало самых длинных дней в году. Поэтому в празднование Троицы и последующей троичной седмицы вплелись ещё более древние традиции, связанные с солнечным кругом крестьянского года.
Традиции эти были связаны с плодородием: заканчивался сев яровых, приближалось время сенокоса и сбора ягод. В полную силу входили и солнце, и травы: на начало лета приходится время цветения лесного и полевого разнотравья, именно «по цвету» запасали многие зелёные лекарства.
Зелень, ветки деревьев, свежая сочная трава были самыми главными украшениями на Троицу, и вся праздничная неделя после носила название «Зелёные Святки». Зеленью украшали и церкви, а в домах не просто устилали пол свежей травой и оплетали ветками окна, но и заговоры шептали, гадания устраивали.
В церковь на Троицу приходили с букетами трав и цветов, и срывали для них лекарственные растения: ромашку, душицу, чабрец, полынь, мяту, тысячелистник и т.д. Женщины на церковной службе старались «оплакать» свой букетик — хотя бы несколько слезинок должно было упасть на травы, иначе начавшееся лето могло оказаться засушливым. Кое-где девушки приходили к воскресной службе в венках из трав и цветов — ромашек, васильков, маков. В северных губерниях, где лето наступало позже, венок заменялся специальным головным убором, украшенным вышивкой, бисером и даже позолотой — причем надевался он только раз в году.
Судьба такого букета после службы складывалась по-разному: где-то «засевали» освящёнными травами поле, чтобы призвать хороший урожай и защитить его от разных напастей, а где-то подвешивали сушиться дома, лучше всего в красном углу, возле икон. Троицкие травы считались сильным лекарством, применявшимся в самых важных случаях, когда обычные средства не помогали: например, женщины, страдавшие бесплодием, именно на таких травах делали отвары, которые должны были помочь забеременеть.
Зелёные Святки были праздником преимущественно женским: те, кто уже создал семью, заботились о плодородии, а молодые девушки — о том, чтобы найти себе суженного: «троицкие» семьи, в которых пара если и не обвенчалась, то хотя бы познакомилась или просваталась в эти дни, считались самыми прочными. Для гадания на суженного использовались всё те же венки из трав и цветов — их кидали наугад, зажмурившись и закружившись: в какую сторону упадёт, оттуда и сваты приедут.
Почти везде на Руси на Зёленые Святки девушки и женщины собирались отдельными компаниями, под руководством женщин постарше, знавших старинные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов было кумование или кумление — заключение особого духовного родства на всю святочную неделю.
Для этого сплетались ветки плакучих ив или берёз: через такую арку или целовались, или проходили вместе. Участие в кумлении, кроме всего прочего, означало для девочек переход в более взрослую жизнь, в девицы на выданье, а доросла ли дочка до этого, могла решить только мать. «Кумились» на особо выбранных полянах, вдали от мужских глаз, делились между собой девичьими секретами, разделяя принесённую из дома еду, в которую обязательно включалась яичница. Были и другие способы «покумиться», но почти в каждом из них участвовали травы и деревья, и прежде всего берёза, самое женское из русских деревьев.
Берёзу на Зелёные Святки украшали, как впоследствии новогодние ёлки. Берёзовые ветки использовались и в венках, и в украшении дома. Именно на этой неделе заготавливались берёзовые веники для бани – они получались самыми душистыми и целебными.
Кроме того, именно на повислых ветвях берёзы или ивы в Зелёные Святки любили покачаться русалки – эта неделя называлась иногда «русальей». Встреча с русалкой считалась приключением опасным: потусторонние существа (по поверьям, в русалок превращались души утопленниц, особенно незамужних девушек) могли заманить и утащить в свой омут неосторожного, не знавшего заговоров и не запасшегося оберегами — например, веткой полыни, которой приписывалось свойство отпугивать всякую нечистую силу. Русалок можно было и задобрить, соблюдая обычаи — в этом случае можно было рассчитывать на покровительство, помощь и хороший урожай.
Заканчивались Зелёные Святки «раскумлением» девушек, отпусканием венков по воде (в этом случае тоже гадали — смотрели, как и куда понесет вода подношение от каждой девицы) и заговением перед Петровым постом — с которого, по русской традиции, полностью заканчивался весенний круг праздников, и начиналось настоящее лето.