Эта книга в Средние века была известна всей Европе, хотя и относилась к числу запрещённых. Появилось книгопечатание, распространять любые книги стало куда проще, но и после этого в типографиях долгое время нельзя было встретить эти оттиски. Даже само заглавие, «Secretum Secretorum», значило «Тайная Тайных». А на Руси её знали под другим названием — «Аристотелевы врата».
Началось всё с Аристотеля и его труда «Политика» — сборника наставлений о том, как надлежит править государством. Впрочем, придворный врач арабского халифа Аль-Мамуна, Юханна ибн Эль-Батрик, живший в IX в. н.э., простым переводом поучений Аристотеля не ограничился и добавил туда собственные соображения и рассуждения различных арабских и еврейских авторов практически обо всём.
В результате получился свод полезных советов на самые различные случаи жизни — такие на Руси назывались «изборниками». Арабский труд, распространившийся и через Византию, и по католическим монастырям, касался прежде всего дел государевых, а государю нужно было знать все «премудрости земные и небесные».
Почему же такую полезную книгу запретили?
Дело в самой последней главе. Как тогда было принято, её суть полностью раскрывалась в заголовке: «О камнях, и зельях, и животных, которые необходимы царю и без которых он не достигнет ничего хорошего, и не сохранит здоровья своего, и не усидит на троне своём». Кроме наставлений политических и житейских, во «Вратах» был немалый раздел о медицине, астрологии и магии — тогда они считались единым, наукой «о естестве».
Запрет на «колдовскую» книгу был наложен и католиками, и православными — у нас это случилось на Стоглавом Соборе 1551 года, когда был утвержден длинный список «отречённых книг».
Запретный плод, как известно, сладок. О том, что запрет не остановил читателей и переписчиков, свидетельствует тот факт, что «Аристотелевы врата» цитировались даже в переписке Ивана Грозного со сбежавшим в Польшу князем Курбским — оба собеседника-противника хорошо знали первоисточник. И в позднейших изборниках попадаются фрагменты из отречённого труда.
Правда, поздние списки «Аристотелевых врат» выходили уже без «нехорошей» главы. На всякий случай обрывали на половине даже предыдущую главу, в которой рассказывалось о физиогномике. В таком виде «Аристотелевы врата» были изданы даже в советское время, в 1984 году, когда ни о каких церковных запретах и речи быть не могло! Но за века именно «обезглавленная» книга стала классической.
Что же осталось в полных списках, дошедших до нас в единичных экземплярах? Прежде всего — заговоры, заклинания, «отречённые» молитвы. Рассуждения о магической и лечебной силе драгоценных камней, тогда считавшиеся ценными и практичными. Немало говорилось и о ядах: очень нужное в Средневековье знание для любого правителя, желающего усидеть на троне до старости.
Часть рецептов, касавшихся лекарственных растений и полезных свойств животных продуктов, встречалась и в других книгах — в зелейниках, лечебниках, вертоградах. Часть для наших условий была слишком экзотичной: если дынное семя, молоко или мёд на Руси можно было достать без проблем, то, например, шелковичные листья для настаивания на вине или свежие смоквы (инжир) в лучшем случае нужно было бы загодя заказывать восточным купцам за очень большие деньги.
Тем не менее, «Врата» оказались полезны для русских врачей того времени. Пусть даже рецепты и были известны, а список лекарственных растений у каждого знахаря и травника был свой, но «Аристотелевы врата» сводили разнородные знания в единую систему, открывали читателю тайны той медицины: взаимосвязь астрологических знаний, свойств веществ и стихий, сочетаний «телесных жидкостей» и т.д.
Это были уже не обрывки знаний, полученных из опыта и переданных по наследству – это уже была медицина как наука, связанная с многими другими отраслями человеческого знания. Более того, такая связь заставляла целителей интересоваться смежными науками, искать новые книги, ставить опыты, обзаводиться лабораториями и переписываться с коллегами.
Так что современная медицина — и не в последнюю очередь фармакология и фитотерапия, - пришла к нынешним успехам в том числе и через «Аристотелевы врата».