В Средние века медицина и астрология были переплетены самым тесным образом: врачи высчитывали по расположению звёзд и планет влияние телесных жидкостей, воздействие на организм различных элементов, лекарства составлялись в зависимости от того, какому веществу или растению покровительствует то или иное небесное светило.
Мишель де Нотрдам от своей родни со стороны матери, оба деда которой были известными врачами, получил в наследство способности и знания к целительству и к звёздным вычислениям, ещё в школе заработав прозвище «Маленький Астролог». Основным призванием он выбрал медицину и поступил в лучший в те времена французский университет в Монпелье. Студентом он был прилежным, но из университета его чуть было не выгнали за конфликты с преподавателями и «занятия запрещённой фармацевтикой».
Эту фразу толкуют по-разному – вплоть до того, что подозревают Нострадамуса в производстве ядов и наркотиков. Но в том-то и дело, что будущему врачу было запрещено заниматься аптекарским ремеслом! В XIII веке произошло разделение гильдий врачей и аптекарей: первым не дозволялось смешивать и продавать лекарства, вторым – ставить диагнозы и назначать лечение. Впрочем, Мишелю удалось уладить конфликт со своей альма-матер, но только после того, как он применил свои знания во время эпидемии чумы.
Нострадамус стал одним из «чумных докторов», ездивших из города в город и пытавшихся помочь людям. Что предлагало большинство других медиков? Кровопускания, пиявки, промывания желудка и кишечника. А «студент-недоучка» пошёл другим путем: опрыскивал жилища больных спиртом, советовал здоровым протирать тело уксусом, пить только чистую родниковую воду, выбираться из городов на свежий воздух, часто менять бельё на чистое.
А ещё – держать под языком, не проглатывая, «розовые пилюли» собственного изготовления для защиты дыхания. Именно эти пилюли, по общему убеждению, помогли остановить чуму в нескольких городах, за что один из них назначил Нострадамусу пожизненный пенсион. Именно пилюли «оправдали» занятия фармацевтикой и позволили получить степень доктора медицины, а заодно приблизиться к королевскому двору, где раскрылся впоследствии талант астролога-предсказателя.
Какие же чудесные компоненты были в «розовых пилюлях» Нострадамуса? Основу составляли розовые лепестки, к которым добавлялись гвоздика, аир, флорентийский ирис, алоэ, опилки молодых веток кипариса. Такая смесь богата эфирными маслами, растительными алкалоидами, фитонцидами, терпеноидами, витаминами – и это растительное богатство оказывает антибактериальное действие, общеукрепляющее, иммуномодулирующее, противовоспалительное. Вылечить от чумы оно не могло, но значительно снижало шансы заболеть. По тем «кровопускательным» временам это было настоящее откровение, не уступающее пророчествам Нострадамуса!