Эти слова были девизом Фёдора Ивановича Иноземцева – одного из выдающихся российских врачей XIX в., их начертали на постаменте открытого к его столетию памятника. Постамент, увы, не сохранился, а память осталась.
Фамилию отец будущего врача получил по происхождению: был он то ли турок, то ли перс, то ли горец, пленённый в одной из кавказских войн. Фёдор Иванович родился в 1802 г. в российской глубинке – деревне Белкино Калужской губернии. Начальное образование получил у местного священника, затем было уездное училище, потом обучение «за казённый кошт» в губернской гимназии, в 17 лет – Харьковский университет.
Фёдор хотел пойти по стопам старшего брата и стать врачом, однако обучавшихся за казённый счёт направляли, куда в этот момент было нужнее чиновникам, и младший Иноземцев попал на факультет словесности, где проявил горячий южный нрав и был отчислен. В 1826 г. упорный в своих намерениях студент возвращается в Харьков и теперь уже добивается возможности обучаться медицине, поступает на один курс с Н.И. Пироговым. На третьем курсе у Иноземцева обнаруживается талант хирурга, ему доверяют самостоятельно проводить операции, а после окончания учёбы вместе с Пироговым посылают в Профессорский институт, готовивший преподавателей.
В институте Иноземцев усиленно занимается физиологией, терапией, общей патологией, фармацией. Затем 2 года стажировки у лучших врачей Европы, с 1835 г. – место на кафедре практической хирургии в Московском университете. Через 4 года новая поездка в Европу, «для узнавания современных усовершенствований», и по возвращении императору предоставляется проект по реформированию высшего медицинского образования в России.
Благодаря усилиям Иноземцева при Московском университете открылись факультетские клиники – терапевтическая и хирургическая – своим удобством и богатством пособий удивлявшие даже иностранцев. Куда важнее оснащения были знания и навыки: Фёдор Иванович совмещал талант лектора с богатым практическим опытом и старался «образовать как можно более научно-практических врачей». С 3-го курса студенты начинали в клиниках самостоятельно накладывать повязки и проводить другие процедуры, на 5-м – делали операции и вели амбулаторный приём больных. Учениками Иноземцева стали И.М. Сеченов, Н.И. Склифосовский, С.П. Боткин – врачи и учёные, без которых трудно представить себе историю российской медицины.
Прославился Фёдор Иванович не только своими учениками. Он первым в России в 1847 году выполнил операцию с применением эфирного наркоза – его одноклассник-соперник Пирогов, прославившийся внедрением наркоза в практику, повторил этот опыт через несколько недель. В том же году Иноземцев публикует работу «Об анатомико-патологическом значении холеры», где описывает последствия этой инфекции, в те времена буквально выкашивавшей губернии, предлагает собственное лекарство.
«Противохолерные капли Иноземцева», в состав которых вошли настойки ревеня, опия, валерианы, чилибухи и мятное масло, верой и правдой прослужили больше сотни лет! Сколько этим лекарством было спасено больных с желудочно-кишечными инфекциями – невозможно подсчитать. Только во второй половине ХХ века, когда бороться с холерой стали при помощи антибиотиков, «капли Иноземцева» постепенно исчезли из реестров лекарственных средств.