«Во поле берёзка стояла...»

Кармолис » Блог » Это интересно » «Во поле берёзка стояла...»

Берёза – один из зелёных символов России. Хотя с цветом тут не так уж все однозначно: белый цвет коры с древнейших пор выделял это дерево среди остальных. И не только зрительно, но и в посвящённых берёзам мифах, преданиях и легендах.

Названия берёзы в разных европейских языках происходят от общего, хоть и видоизменившегося корня «бхре» – древнейшего, индоевропейского, означавшего «белый, светлый». «Бреза» у сербов и болгар, «берзас» у литовцев, «беорк» в древнеанглийском и «бьёрк» у современных скандинавов, «бирке» у немцев... Разве что романские языки выделяются, но и латинское «бетула» тоже происходит от «беата» – «светлая, красивая, благословенная».

Берёза и в самом деле была настоящим благословением для знакомых с ней народов. На Руси ходила загадка: «Нашёл я древо, из этого древа выходят четыре дела: первое дело – слепому посвеченье; второе дело – нагому потешенье; третье дело – скрипячему поможенье; четвёртое дело – хворому полегченье».

Конечно же, это про берёзовые лучины, которыми освещались жилища, берёзовые веники в бане, берёзовый дёготь, использовавшийся в быту и для лечения многих болезней. А четвёртое – целебный берёзовый сок. Взвары и настои из берёзовых почек («брунек») до сих пор прописываются при разных болезнях.

В поверьях берёза считалась «женским» или «девичьим» деревом. Деревце и само похоже на юную красавицу – стройное, с белой кожей, с пышной длинной «причёской» из гибких тонких веток. И в обрядах, и в песнях о берёзе зачастую говорят как о «сестре» или как о «невесте». Особенно много таких обрядов проводилось на Зелёные Святки, длившиеся две недели в конце весны – начале лета.

Берёзу «завивали»: девушки уходили в лес, сплетали там ветви берёз, плели из них венки, иногда и кумовались через такой венок – целовались, повесив на него крестик. После этого поцеловавшиеся считались сёстрами или кумами. На Троицкой неделе в лесу сначала выбиралась и украшалась берёзка, под ней водили хороводы и устраивали пиршество для женщин и девушек, затем срубали и ходили по селу с особыми песнями, напоминавшие свадебные. В конце праздника берёзу «хоронили» – бросали в костёр или в реку.

Обычно берёза воспринимается как дерево чистое и светлое, его посвящали богиням плодородия, охранительницам-берегиням, русалкам. Но в некоторых местах относились к белоствольным красавицам и с опаской, считали «ведьмиными деревьями» – мол, ведьмы на берёзовой метле летают, под берёзой заговоры творят...

Возможно, такие предубеждения – следы борьбы с язычеством, попыток изжить старые обряды и ритуалы. Но борьба явно не удалась: про то, что берёзовых рощ нужно опасаться как «нечистых» мест, уже не вспоминают, а вот заповедные священные березняки в России до сих пор можно встретить.

Облако тегов

купцы (1) славяне (1) Международный день семей (1) польза петрушки (1) Фёдор Яковлевич Алексеев (1) натуральные средства (9) чудо-доктор (1) здоровье школьника (5) усадьбы Подмосковья (5) Сихотэ-Алинь (1) Щедрец (1) аптеки феррейна (1) Добродея (1) смех (1) Крещенский сочельник (1) польза барвинка (1) орден кармелитов (1) Царское Село (1) укроп (1) Новогодняя ночь (1) День Деда Мороза и Снегурочки (1) Алексей Матвеевич Филомафитский (1) лечение малиной (1) отёк (2) Камчатка (1) медицина в эпоху Петра Первого (1) венки из растений (1) от вирусов (1) научные открытия (1) Государственный Астраханский заповедник (1) кармелиты (4) Старый Новый год (1) Иван Шишкин (1) счастье (1) лимон (1) фестиваль лаванды (1) ботанический сад в Санкт-Петербурге (3) чай в Японии (1) символы цветов (1) польза репы (1) праздники февраля (2) праздники июля (3) Черноморское побережье (1) нервы (2) актуальные советы (38) свойства мёда (1) мускатный орех (2) корица (3) эфирное масло розы (1) как укрепить иммунитет (3)