Кто, где и когда впервые догадался сплести кольцо из веток с листьями или трав с цветами, чтобы надеть его на голову, вряд ли когда-нибудь узнают даже археологи. Пока что точно известно, что уже в IX в. до н.э. на спортивных состязаниях в память древнегреческого героя Пелопа победители получали венки, бывшие частью погребального убранства и символизировавшие бессмертие, замкнутый «круг жизни». Правда, эти венки предназначались для возложения на алтарь покойного, а не на голову награждённого.
Но уже в VIII в. до н.э. на Олимпийских играх венки из оливковых ветвей оставались на память победителям. На вторых по значимости спортивных играх, Немейских, венок сплетался из листьев сельдерея. А в V в. до н.э. победителям Пифийских игр – «Олимпиады искусств», состязаний музыкантов, певцов, философов, посвящённых богу Аполлону – вручался лавровый венок. Лавр был священным деревом, и статуи Аполлона зачастую увенчаны именно кольцом из лавровых веток.
В Риме же лавровый венец полагался только полководцам, выигравшим войну. За победу в отдельных сражениях шла награда рангом пониже - венок из миртовых ветвей. Знаком особой чести считалась «корона граминеа», сплетённая из трав и полевых цветов. «Корона цивика" из дубовых ветвей с листьями полагалась за спасение римских граждан от смерти.
Со временем венки стали делать из более долговечных и дорогих материалов – бронзы, серебра, золота. Так появились королевские и дворянские короны, на многих из которых так и сохранились изображения растений. Изображение соответствующей рангу короны помещалось и на полном варианте дворянского герба – над щитом с основными символами. С королевских гербов венцы перешли и на гербы государственные, хотя и зелёное обрамление не было забыто: например, полный герб Российской империи охватывал венок из двух ветвей – лавровой и дубовой.
Самостоятельным важным элементом герба венок из растений стал в 1918 году, когда был объявлен конкурс на разработку новой, советской геральдики. Художник С.В. Чехонин предложил ныне всем хорошо известный венок из колосьев, который по размерам был сопоставим с основными фигурами и не просто обрамлял их, но и становился одним из главных символов. Поначалу мировая геральдика отнеслась к такому нововведению более чем прохладно – новая форма венка до 1945 года встречалась только на гербах советских республик.
После Второй Мировой войны рухнули многие монархии, а вместе с ними с гербов исчезли и короны. Республикам нужен был новый символ, замещающий короны, и советская идея подошла как нельзя лучше, ведь венец – символ независимости. Вскоре «окольцованными» оказались гербы Греции, Италии, Мексики, новых государств Азии, Африки, Латинской Америки. Кто-то напрямую позаимствовал венок из колосьев, кто-то по-новому использовал лавровые и дубовые венцы, а кто-то решил выразить на гербе местные особенности и «сплёл» геральдический элемент из ветвей ели, сосны, пальмы, оливы или липы, окружил герб виноградной лозой и стеблями кукурузы, использовал коробочки хлопка или цветы льна, побеги риса и даже плодоносящие веточки кофе.