Об Аптекарском саде в Измайлово, заложенном в правление первых Романовых, мы уже говорили. Однако этот сад был лишь одним из участков обширной царской усадьбы, приводившей в восторг не только наших соотечественников, но и искушенных в ландшафтном искусстве иностранцев.
Поначалу Измайлово было загородным охотничьим хозяйством и известно было своим "Волчьим двором" — зверинцем с волками, лисами, медведями и прочими лесными обитателями, "взятыми живьем". Однако в 1654 году имение отошло к царю Алексею Михайловичу, больше любившему сады - да как любившему!
Собственно, садов в Измайлово в момент его наивысшего расцвета насчитывали не менее 15: и уже известный нам Аптекарский, и Грушевый, и Сливовый, и Вишневый... И — особая гордость царя-садовника — Виноградный: в 1665 году из Астрахани по специальному указу были доставлены лозы, впоследствии давшие первый урожай в суровых для южного растения условиях. Это, разумеется, потребовало немалых усилий — и упорного труда множества людей, старшим над которыми был поставлен "выписаный" из киевского Межигорского монастыря старец Филарет, один из лучших "виноградных садовников" того времени.
В христианстве виноград считался одним из символов Иисуса Христа — это привлекало и монахов, выращивавших его в монастырях, и набожного Алексея Михайловича. Впрочем, не меньше он любил и яблоню, символ "райского дерева". Причем любовь эта была весьма деятельной: яблони в Измайлово не просто выращивали, но и выводили новые сорта, прививали на них ветви разных деревьев. По приказу царя был проведен даже "секретный эксперимент" по созданию "мирового древа" — немецкому садовнику Индрику (Хенрику) Кашниру было поручено привить на яблоню "все плоды земные". Разумеется, это было невозможно (о чем опытный в таких делах немец сразу же сказал царю), но попытку все-таки сделали.
Не менее деятельной была и страсть Алексея Михайловича к "заморским" диковинам растительного мира: в садах Измайлово была собрана коллекция самых разных деревьев, цветов и трав. За их саженцами, семенами, черенками посылались специальные посольства — так, например, весной 1666 года в Москве были отобраны 15 стрельцов, знакомых с садовым делом, и разосланы в разные города за новыми сортами плодовых деревьев. Поручение было исполнено в точности, а "служивые люди" пополнили ряды садовых мастеров Измайлово.
Сажали в Измайлово и совсем уж экзотические для тогдашнего Подмосковья растения — грецкие орехи, тутовник, инжир, финиковые пальмы, миндаль, арбузы, даже хлопок — "бумажное дерево". Часть из них приживалась только в "варовых грядах" (парниках) и специально построенных оранжереях. Были в усадьбе и свои мельницы, винокурня (на которой изготовлялось вино из собственного винограда), стекольный завод (изготовлявший в том числе и аптекарскую посуду), своя пасека, пруды для разведения рыбы — и даже Пиявочный пруд, поставлявший свою продукцию Аптекарскому приказу.
Сеть прудов и рек служила и для развлечения — еще прежний хозяин усадьбы, Никита Иванович Романов, купил для катания по ним у английских купцов ботик... Тот самый, который теперь почтительно называют "дедушкой русского флота": именно с управления этим суденышком, сохранившимся и восстановленным, началось увлечение морским делом будущего царя Петра Первого.
Впрочем, для развлечения служили и остальные сады — они закладывались так, чтобы не только приносить плоды, но и радовать глаз царственному владельцу. Планировке Регулярного сада поражались даже иностранцы, а в "Вавилоне" — специально распланированном садовом лабиринте — время от времени случалось заблудиться гостям. И в садах, и среди цветников (тоже собравших немало диковин того времени — например, коллекцию тюльпанов, для ухода за которой садовников специально пригласили из Голландии), и на островах ставились "терема резные перильчатые" — богато украшенные беседки. К сожалению, от большинства из них не сохранилось даже рисунков: судьба у усадьбы была сложная, до нынешнего статуса музея-заповедника были периоды и запустения, и новых расцветов — но тем не менее среди деревьев и кустарников, которые сейчас можно увидеть в восстановленных садах, есть и прямые потомки посаженных более 350 лет назад по царскому повелению...