Этому выдающемуся врачу и учёному просто не повезло с памятью потомков. Несмотря на все достижения, он оказался в тени своих великих друзей и однокурсников, успехам которых способствовал как никто другой. Да и фамилия у него такая, что не сразу выговоришь, не то что запомнишь...
Алексей Матвеевич Филомафитский родился в 1807 г., и то, что происходил он из семьи незнатного и небогатого провинциального священника, ясно даже по самой фамилии – такие обычно давались в семинариях учащимся «из простых». Первые годы жизни прошли в небольшом селе Ярославской губернии, потом семинария. Вместо карьеры духовного лица – поступление в Харьковский университет, на отделение словесных наук: к тому времени там уже преподавал историю старший брат Евграф.
Однако не прошло и года, как Алексей увлекся естественными науками и перешёл на медицинский факультет. Здесь судьба свела Филомафитского с будущим хирургом Ф.И. Иноземцевым, они вместе работали в анатомическом театре, вместе и перевелись после получения лекарского звания в Профессорский университет при Дерптском университете. Их однокурсником стал Н.И. Пирогов, у которого с Филомафитским сразу же возник общий интерес к физиологии.
В те годы физиология только начала выделяться из общего ряда медицинских наук как самостоятельная дисциплина – куда больше внимания уделялось вопросам анатомии, терапии, хирургии, а рассуждения об обмене веществ многими причислялись к «отвлеченным умствованиям натурфилософии».
Филомафитскому повезло попасть на стажировку в Берлинский университет к Иоганну Мюллеру, одному из виднейших физиологов-экспериментаторов. Из Берлина Алексей Матвеевич привёз самые современные на тот момент знания и твёрдое убеждение в необходимости экспериментов и наглядных опытов вместо «умозрительности».
По возвращении в Россию в 1835 году Филомафитский получил место преподавателя в Московском университете и сразу же взялся писать учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей». «Нет сомнения, что книга окажет важное влияние на высшее развитие врачебного искусства» – написал о вышедшем в 1836 г. первом томе академик Карл Бэр, всемирно известный натуралист. И оказался прав, но одним учебником вклад Филомафитского в отечественную медицину не ограничился.
Алексей Матвеевич первым в России использовал микроскоп для исследования кровяных клеток. Он первым начал экспериментально изучать влияние различных веществ на пищеварение и желудочную секрецию, первым указал на то, что нервная проводимость не является чисто электрической, предположил наличие реакций не только возбуждения, но и торможения рефлексов, написал трактат о переливании крови не только с хирургической, но и с физиологической точки зрения...
Он же одним из первых (вместе со старыми друзьями Пироговым и Иноземцевым) занялся исследованиями проблемы обезболивания при операциях. Именно Филомафитскому (уже декану медицинского факультета) было выделено «500 рублей серебром» на опыты с эфирным наркозом. Совместно с Пироговым был разработан принципиально новый метод обезболивания – внутривенный наркоз. Знаменитый опыт по применению хлороформа при операции Пирогов проводил в присутствии Филомафитского, отслеживавшего воздействие вещества на дыхание и сердцебиение.
Увы, совместным исследованиям был отпущен недолгий срок: Алексей Матвеевич умер в 41 год, и последний его фундаментальный труд вышел в российском «Военно-медицинском журнале» уже посмертно.