Первым превратить Крым в цветущий сад попробовал князь Г.А. Потёмкин-Таврический, повелевший: «Каждый домовладелец должен посадить в год известное число деревьев, а точно по шесть деревьев осенью и весною». На землях Южного берега приказано было разбить сады, в 1785 году на Перекопском перешейке у села Каланчак был заложен ботанический сад-питомник: фруктовые деревья, виноград, берёзы, рябины, липы — но почти все саженцы погибли: сухой и жаркий степной климат совершенно не подходил для растений, завезённых из более северных губерний.
Следующая попытка была осуществлена уже герцогом Эммануилом Осиповичем де Ришелье, знаменитым «одесским дюком». Он ходатайствовал перед Александром I о создании нового ботанического сада, уже на Южном берегу Крыма — с тем, чтобы на полуострове можно было развивать садоводство и виноградарство по всем правилам науки. В июне 1811 года царский указ был подписан, место было выбрано у посёлка Никита — поэтому сад, изначально получивший название «Императорского Таврического ботанического сада», сейчас известен как Никитский ботанический.
Основателем и первым директором Таврического сада стал молодой, но уже известный учёный Христиан Христианович Стевен. Один из лучших специалистов по флоре Крыма и Кавказа, он сразу взялся за акклиматизацию растений, привычных к средиземноморскому климату. За саженцами и семенами Стевен отправился к коллегам в Германию, Австрию, Италию, Францию, побывал и в Турции. Уже в 1815 году из питомника при Таврическом саде выписывалось больше 170 сортов и пород фруктовых, ягодных и декоративных деревьев и кустарников, а к 1827 году только коллекция экзотических растений насчитывала около 450 видов.
Прижившиеся заморские диковинки постепенно перекочёвывали в более северные российские сады и оранжереи. Из дендрария саженцы рассылались по всему Крыму. Пальмы, магнолии, платаны, кипарисы — вся южная экзотика для начала проходила акклиматизацию в Никитском ботаническом саду.
Знаменитое винодельческое хозяйство Магарача появилось тоже трудами ботаников из-под Ялты, было открыто даже Никитское училище садоводства и виноделия. Не забывали и про цветы: одна лишь коллекция роз насчитывала больше 2000 сортов. Розы выращивались не только для красоты: Крым был одним из немногих мест Российской империи, где производилось ароматическое розовое масло. Уделялось большое внимание и другим эфирно-масличным растениям, особенно лекарственным. К концу XIX века крымской «зелёной аптекой» заинтересовались крупные фармацевты — российские и зарубежные.
Сегодня Никитский ботанический сад — не только туристический объект, но и научный центр, в котором есть лаборатория новых ароматических и лекарственных культур, занимающаяся выведением сортов растений для парфюмерии и фармакологии. В лаборатории фитореабилитации человека занимаются исследованиями применения эфирных масел для профилактики ОРЗ и ОРВИ, коррекции психоэмоционального состояния, адаптации человека к высоким нагрузкам, в том числе спортивным.