По старому стилю лето находится в самом разгаре: современное 31-е июля – это бывшее 18-е, Омельянов день.
Правильное имя святого, память которого чтит церковь в этот день — Емилиан. Жил он в IV веке, при императоре Юлиане Отступнике, который повелел предавать смерти всех христиан, не отрекающихся от своей веры. Емилиан, услышавший такой указ, отправился на языческое капище и разгромил его, но был схвачен, отправлен к судье и после долгого избиения приговорён к сожжению заживо. Но случилось чудо: огонь не тронул христианина, зато опалил многих язычников, пришедших посмотреть на казнь. После того, как пламя угасло, святой мученик лег на угли и отошел в мир иной со спокойной молитвой.
Вполне возможно, что именно такое житие святого и привело к тому, что главным обычаем на Руси в день его памяти стало обязательное посещение бани. Даже если в этот день продолжалась страдная пора (в южных губерниях обычно к нему заканчивали и жатву, и сенокос, а вот в северных хлеб могли и не убрать полностью), работали только до обеда: «Омельян сердцу роздых даёт».
Затем следовало истопить баню – дубовыми дровами, лучше всего «громобойными», из поражённого молнией дерева. На пол в бане клали свежую душистую ржаную солому, да и на каменку в этот день плескали не водой, а только ржаным квасом. И не простым, а разбавленным водой, в которой был запарен банный веник.
Веник на Омельяна брался травяной, иногда из ржаной соломы с полевыми да луговыми травами. Впрочем, дубовых к этому времени почти и не оставалось — прошлогодние успевали истрепать, а новые ломались только с августа. Берёзовые же, наоборот, только-только заканчивали заготавливать и развешивать на просушку.
Зато луговое разнотравье как раз входило в полную силу своего цветения и целебных свойств. Для бани рвали пижму, полынь, иван-чай, крапиву. Веник мог полностью состоять из травы одного вида, а мог быть и сборным, да ещё к основному пучку добавлялись веточки мяты, чабреца и других душистых трав: для аромата и лечения.
Самая жаркая страда полевых работ банькой на Омельянов день заканчивалась – и начиналась другая пора. «Омельян пришёл, грибов-ягод нашёл, велит заготавливать» - со второй половины июля начинался сбор лесных даров на соленья и варенья, которым предстояло стать немалым подспорьем для крестьянской семьи в зимнее время.
Наши предки не знали слова «витамины», но сваренные с лета ягоды, замоченные впрок яблоки, засоленные грибы и огурцы, заквашенная капуста и прочие заготовки помогали пережить зиму без цинги и других авитаминозов.
Да и дорогую соль просто так к столу подавали далеко не всегда: она в первую очередь закупалась именно для засолки продуктов на долгую зиму. Солёный грибок был не только лакомством, но и важным источником жизненно необходимого организму натрия. Так что на Омельянов день наши предки укрепляли да запасали здоровье, опираясь на богатые дары природы.