Франц Йозеф Гайдн – знаменитый австрийский композитор, «отец симфонии», основатель классической музыкальной школы, создатель традиций и стандартов в музыке, использующихся до сих пор. А началось всё с барабана!
Родился Франц Йозеф в маленькой австрийской деревушке Рорау, в семье мастера-колесника Матиаса Гайдна. Отец, заметивший у мальчика способности к музыке, отдал его в обучение к родственнику, руководившему оркестром в городке Хайнбург. Там и состоялось первое выступление будущего великого композитора.
В оркестре накануне городского праздника скончался барабанщик, и единственной заменой оказался 7-летний Гайдн, легко попадавший в нужный ритм. Барабан был слишком тяжел для мальчика, но дядя нашёл выход: нанял карлика-горбуна, барабан привязали к его спине, и на следующий день Франц шёл за своим инструментом перед изумлённой публикой.
Через город проезжал директор капеллы венского храма Св. Стефана. Услышав в школьном хоре чистейшее сопрано Гайдна, он взял его в столицу. Юношеские голоса быстро «ломаются», и в 16 лет будущий гений оказался в буквальном смысле на улице – у него не было жилья в Вене и не было денег, чтобы уехать домой.
Знакомые дали приют, нашёлся оркестр, где можно было играть и согласившийся исполнять первые самостоятельные произведения Гайдна, в плзже граф Карл фон Морцин предложил юноше место капельмейстера при своём дворе, затем Гайдна переманил князь Пал Эстерхази, имперский маршал и известный меломан.
При дворе семейства Эстерхази Гайдн провёл 30 лет – фактически на положении слуги, которому вменялось ублажать слух хозяев каждый день, а к праздникам и другим особым случаям писать новую музыку. За это композитору полагались стол и дом, большое жалование с премиями, когда князь был особо доволен, а главное – оркестр, которым Франц Йозеф мог руководить.
В этом оркестре Гайдн создал струнный квартет, ставший потом классическим, опробовал разные сочетания инструментов, оттачивал свои музыкальные находки. В 1790 году, когда новый наследник княжеского дома отказался содержать музыкантов, «на свободу» вышел зрелый, состоявшийся композитор и руководитель.
Гайдн с успехом выступает в Вене и Лондоне, ездит с гастролями в Италию, заводит дружбу с композиторами (особенно с Моцартом, кончину которого Франц Йозеф оплакивал до конца своей жизни) – и пишет, пишет, пишет... За свою долгую жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 сонаты, 24 оперы, сотни квартетов, трио, концертов, маршей, танцев.
Слава австрийского композитора гремела по всему миру. Когда на закате жизни Франц Йозеф услышал гром пушек Наполеона, осаждавшего Вену, он сказал испуганным слугам: «Не бойтесь! Там, где Гайдн, ничего плохого быть не может». И действительно: вошедшие в город французы тут же приставили к его дому почётный караул, чтобы никто не обидел великого музыканта.