Талант, реалистичность и широта души

Василия Ивановича Сурикова большинство знает, прежде всего, как автора масштабных исторических полотен. «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы»... С этими картинами мы знакомимся в школе, и зачастую – по учебнику истории, где они служат иллюстрациями к тому или иному событию.

Внимание к деталям (в том числе и к исторической достоверности даже в мелочах: в костюмах, оружии, конской сбруе), точность изображения в сочетании с умением передать перспективу, объём, особый цветовой колорит, создающий нужное настроение – получается практически «моментальный снимок эпохи». И где-то на заднем плане или сбоку – фрагменты пейзажа: поросшие тайгой холмы, простор Волги, крутые горные склоны.

Между тем самой первой картиной Сурикова, еще ученической, был именно пейзаж: «Плоты на Енисее». Уроженец Красноярска, сибирский казак по происхождению, родную природу он не просто любил – он её чувствовал так, как дано отнюдь не каждому горожанину. Никакой романтической дымки, никакого любования отдельными деталями: Суриков видит лес, горы или реку так, как увидел бы охотник, рыбак, первопроходец.

Красота во всей полноте и цельности, с точными деталями. Если снег, то он изображён так, что чуть ли не скрип слышится. Если лунный свет, то облака он просветит и подсветит так, как должно. Если вода в реке во время битвы, то она будет того цвета, который дали бы взбаламученные вёслами и ногами ил и песок. Точность, происходящая от природной наблюдательности и знания жизни: Суриков и сам прошёл немало по тайге и горам, проплыл на рыбацких лодках, а уж проехал – от Сибири до Франции. И обратно в Сибирь: на свою малую родину он возвращался «отдыхать душой» при каждой возможности.

В Сибири Суриков создаёт цикл пейзажей, отдыхая от изображения прошлых эпох. Множество этюдов, как акварельных, так и маслом, набросков, несколько больших полотен – виды Енисея, Минусинской степи, таёжных деревень, долин, гор. Рука Сурикова в них вполне узнаваема, но – без привычной «фотографичности». Детали смазываются, расплываются, угадываются по общим очертаниям. Иногда становятся почти условными, так что уже и не догадаться, откуда именно смотрел художник, и какой вид пытался запечатлеть. Не конкретный участок местности, не «фотография на холсте», а общий образ сибирской природы.

Отступление от собственных правил и привычек? Ни в коем случае – просто ещё один взгляд. Не фокусирующийся на деталях, а охватывающий разом весь бескрайний простор, который и возвращал Сурикова из тесных городских улиц в привольную, милую широкой казацкой душе Сибирь, где и сам человек теряется, «размазывается» в пейзаже.

Даже если это пейзаж художника, известного всему миру реализмом даже в мелочах. Впрочем, передать необъятность тайги, рек и гор по сравнению с человеком – это и есть реализм в его самом большом масштабе!

Облако тегов

чай (8) декабристы (1) Тунгусский метеорит (1) Волга (2) здоровье ребёнка (7) польза аниса (1) Международный день акушерки (1) применение редьки (1) баня от эпидемий (1) синергия (1) изобретения (1) семейное чаепитие (1) средство от стресса (2) полезные советы (14) Осеннее Равноденствие (1) овощи от простуды (1) Лизелотта (1) эвкалипт (1) витамин С (2) польза лимона (1) Серебряный Бор (1) монастырская медицина (7) царские врачи (2) Главный Ботанический сад (1) К.А. Коровин (1) медицина Российской Империи (3) Диоскорид (1) Камчатка (1) октябрь (1) Дальний Восток (1) Пётр и Феврония (1) обряды (1) усадьбы России (1) барвинок (1) Кармолис Спрей (2) символ розы (3) эко-тропы (6) Крым (3) венки из растений (1) Николай Булев (1) переедание (1) Добродея (1) здоровье суставов (1) праздник весны (1) ушибы (1) счастье (1) сосна (1) леденцы с мёдом (1) Москва (2) Тоджинская котловина (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: