Петрушка да укроп – две самые обычные пряности на нашем столе, зелень петрушки идёт и в соленья, и в салаты, и в соусы. Да и просто как ароматное, подбадривающее аппетит украшение блюда, будь то рыба, мясо или суп – очень хороша! Нет, наверное, огородика в нашей стране, где летом не курчавились бы резные листья – чтоб свеженькие да сразу на стол... Мы настолько свыклись с этой ароматной травкой, что и не спрашиваем себя, откуда и когда она к нам пришла. Кажется, что петрушка была на Руси всегда, опять-таки и имя-название у неё вполне наше.
Однако первое её народное название было не слишком благозвучным – «свербигуз», «свербига», в травниках она же значилась как «петросилова трава». Знахари растолковывали «петросилову» как «сила от Петра» (имея в виду апостола, к которому в народе часто обращались за помощью), но на самом деле это просто слегка искаженное латинское название Petroselinum. В нём угадывается греческое слово «петра» - камень, скала. Кое-где в Европе петрушку так и называли «каменным сельдереем» - у себя на родине, в Средиземноморье, эта трава выбирает именно каменистые почвы и даже расселины скал: лишь бы было достаточно влаги и тень, яркого солнца петрушка не любит.
Первые упоминания о петрушке можно найти у древних египтян: по их поверьям, эта трава выросла из капель крови бога Гора, проигравшего битву злому божеству Сету. У греков происхождение петрушки тоже связывали с божественной кровью – но всего лишь героя, сына полубога. Вообще античная история петрушки довольно-таки мрачновата: её связывали с культами смерти и умерших предков, высаживали на могилах и у гробниц. Однажды случайно встреченный марширующей римской армией осёл, гружёный петрушкой, сорвал намечавшуюся битву: предзнаменование было сочтено совсем уж неблагоприятным!
Однако именно римляне и распространили петрушку по всей Европе – и как приправу, и как лекарственное растение. В пищу её добавляли не везде, а вот как лекарство петрушка очень быстро стала популярной – в том числе и на Руси, куда она попала, как полагают, вместе с византийскими священниками и книжниками. Неприхотливая, хорошо приспосабливающаяся к разным почвам и суровому климату, она росла по монастырским аптечным огородам, а оттуда перебралась и на огороды обычные.
Петрушкой лечили практически всё, от облысения до бесплодия. Зелень петрушки богата эфирными маслами (именно они придают ей пряный вкус и аромат), органическими кислотами, витаминами, флавоноидами, фитонцидами и т.д. При разной обработке и в разных сочетаниях петрушку использовали как мочегонное, ранозаживляющее, противовоспалительное средство, назначали при заболевании печени и почек, атеросклерозе и гинекологических болезнях.
Один из главных секретов такого широкого применения этой травы – её заметное воздействие на гормональную регуляцию, прежде всего на работу щитовидной железы и надпочечников. Однако есть у такого влияния и своя обратная сторона: беременным женщинам лучше от этой приправы воздержаться. Связана такая рекомендация не с поверьями о связи петрушки с потусторонним миром, а с повышением тонуса гладких мышц: при расстройствах пищеварения это полезно, а вот для будущей матери и ребёнка – ни к чему!