19 января длинный цикл новогодних и рождественских праздников заканчивается Крещением Господним, последним днём Святок. Православное предание говорит, что именно в этот день Христос принял крещение в водах реки Иордан от Иоанна Предтечи...
Он же — Иоанн Креститель, он же — хотя многие об этом не вспоминают — Иван Купала: именно купание, погружение в воду, издревле считалось у самых разных народов символом очищения не только телесного, но и духовного. Впрочем, в отличие от летнего праздника, когда зайти в реку даже приятно, зимой в наших местах для такого обряда очищения и впрямь требуются немалые душевные усилия, которые для большинства становятся сродни духовному подвигу.
Однако во все времена находилось немало людей — и мужчин, и женщин — на такой подвиг готовых, а некоторым он даже и предписывался традицией. Особенно тем, кто на Святки гадал или ходил ряженым. Церковь вообще не одобряла такие занятия, так что перед купанием требовалась исповедь с покаянием в грехе — но гадали смолоду многие, так что очередь и к церкви, и к проруби была изрядная. Тем более что и народные поверья утверждали, что гадающий или рядящийся соприкасается с потусторонним миром, становится «нечистым» — и обычная вода для того, чтобы смыть последствия такого «контакта», не годится.
А на Крещение — кое-где так и называвшееся Водокрещами или Водосвятием — вся вода считалась особенной. Чин «великого освящения вод» проводился только в церквях и прорубях-«иорданях» возле них, но народ был убеждён, что святой становится на одну ночь или на один день вся вода в мире, и в первую очередь — родниковая и речная. Особенным считался даже снег — его набирали с самых чистых мест (со стогов или копен, чтобы «позаимствовать» ещё и силу трав или хлеба).
Время, когда вода становится святой, было точно известно: это полночь с 18 на 19 января. Считалось, что если в это время подойти к иордани или даже просто поставить чашу с чистой водой на стол — если повезёт, можно будет заметить, как колыхнется вода: в это время, как говорили, в воду Иордана сходит спускающийся каждый год с неба Христос, и по всем водам мира проходит волна...
До полуночи (а кое-где и до утра) запрещалось набирать воду из колодцев: накануне в каждый из них добавляли хоть по несколько капель только что освященной крещенской воды. Набранная в церкви или у святого родника после первой звезды в Крещенский сочельник вода считалась целебной, причём, чем раньше она была набрана, тем сильнее помогала — так что очереди были не просто длинными, а выстраивались задолго до начала службы. Такая вода хранилась дома как лекарство и святыня — ставилась в чистой бутылке за иконами и использовалась в случае болезней, подозрений на сглаз и порчу и при многих других неприятностях, требующих вмешательства высших сил.
Тем более, что набранная в Крещение вода и в самом деле обладала особыми свойствами — например, она не портилась, не «зацветала» и не «протухала» весь год, до следующего Водосвятия.