Если бы кто-то устроил конкурс среди овощей на самую сложную историческую судьбу, у топинамбура были бы неплохие шансы на победу. Некогда священный «солнечный цветок», он успел получить чужое имя, послужить дешёвым заменителем собрата-деликатеса, надеждой сельского хозяйства... И вот теперь его запрещают как страшный сорняк!
Топинамбур – ближайший родственник подсолнечника, родом он из тех же мест, Северной Америки. Там до сих пор встречаются его дикие родственники, там его и «одомашнили» около 2 тысяч лет назад. Какое из индейских племён стало первым выращивать сладкие «земляные груши», теперь уже и не сказать точно, но европейцы впервые узнали о том, что под высокими стеблями с крупными жёлтыми цветками скрываются вкусные клубни, от ирокезов, живших в районе Великих Озер. Это племя считало топинамбур своим священным растением, «солнечным цветком», посланным богами.
И не без оснований: когда из-за холодов случался неурожай маиса – кукурузы, основной зерновой культуры индейцев обеих Америк – зачастую только урожай богатых крахмалом, белком и сахаром клубней спасал ирокезов от голодной смерти.
В Европу «земляная груша» попала в XVI веке, почти одновременно в Англию и Францию. И почти сразу же получила имя племени, которое и в глаза не видело ни «солнечного цветка», ни его клубней – тупинамбу. Ветвь большого народа тупи, жившие в Бразилии тупинамбу как раз в те годы прославились по всей Европе благодаря книге немецкого ландскнехта, нанявшегося к португальским конкистадорам и чуть было не съеденного вместе с ними. Он и описал племя, которое выращивало сладкие коренья. Впоследствии выяснилось, что это был батат но название «корни тупинамбу» прижилось и закрепилось.
Ещё одно название – «иерусалимский артишок» – топинамбур тоже получил по ошибке. К палестинскому Иерусалиму он никакого отношения не имел, артишокам не родственник – но именно этот деликатес в Голландии пытались заменить клубнями топинамбура, вываривая их с вином и растительным маслом. Сами же клубни попали в Голландию от итальянцев, которые выращивали и топинамбур, и подсолнечник прежде всего как декоративные культуры, называя их одним словом «гирасоле» – отсюда и «иерусалимский».
Умеренный климат Европы прекрасно подошёл топинамбуру, он начал быстро распространяться – сначала по огородам, даря без всякого ухода по 5-6 кг клубней с куста, а потом по пустырям да лесным опушкам. Прижился он так хорошо, что в наше время в списки поднадзорных сорняков его занесли в Европе, Австралии, Японии!
До России топинамбур «добрался» в XIX веке, но вначале считался экзотикой, широкого распространения не получил. В 1930-х годах он чуть не стал «вторым хлебом» вместо картофеля: учёные подсчитали, что пищевая ценность топинамбура гораздо выше, он содержит множество витаминов, микроэлементов, биологически активных веществ, способствующих улучшению работы пищеварения, лечению анемии и сердечно-сосудистых заболеваний. При выращивании топинамбура без особых затрат удавалось получать с 1 га до 40-50 т клубней, да еще и 30-60 т зеленой массы, пригодной на корм скоту!
Увы, надежды советских агрономов не оправдались: такой богатый урожай никак не удавалось сохранить на овощебазах. В земле топинамбур запросто лежит всю зиму, выдерживая морозы, а выкопанные клубни быстро портятся. Так что сегодня выращивание «земляных груш» ради свежих клубней – удел в основном владельцев приусадебных участков, которые могут себе позволить «добывать» зимующий в земле урожай по мере надобности, а большие посадки топинамбура проводят в основном по заказам фармацевтических компаний, перерабатывающих клубни на лекарственные препараты и пищевые добавки.