Эта усадьба была, по старинным меркам, не так уж близка к Москве — даже сейчас туда надо добираться больше часа. Однако в списке её жильцов и гостей немало имен, которые мы знаем с самого детства.
Ничем не примечательное имение Обрамково (от древнерусского «обрамок» — поле, окруженное лесом) сотни лет переходило из рук в руки почти безвестным, пока в 1843 году (уже называясь Абрамцево) не приобрел эти владения вышедший в отставку чиновник Сергей Тимофеевич Аксаков.
Писателем он тогда ещё не был — в московских творческих кругах его знали прежде всего как театрального критика. Страстный рыболов и заядлый охотник, после получения наследства он искал себе место, где можно было бы хорошенько отдохнуть на природе от прежней столичной суеты, и нашёл здесь и литературное вдохновение. Первой его книгой, над которой он начал работать в Абрамцево, стали «Записки об уженье рыбы». Затем последовали «Записки ружейного охотника», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и сказка «Аленький цветочек».
Вполне возможно, что и заброшенный дворец из этой сказки был написан с усадьбы, доставшейся Аксаковым изрядно обветшавшей, с заросшими садом и парком. Сам писатель находил свою особую прелесть в том, что его парк не отгорожен от леса и сливается с окружающим ландшафтом: при нём обустройство имения свелось к самому необходимому для нормального хозяйства.
В таком виде Абрамцево застали и друзья Аксаковых: Н.В. Гоголь, впервые читавший здесь на публике начало второго тома своих «Мёртвых душ», И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.Н. Загоскин, Ф.И. Тютчев, а ещё актёры, историки, художники.
Абрамцево стало своеобразным загородным культурным центром Москвы, но после смерти Аксакова усадьба опустела до 1870 года, когда её приобрёл знаменитый промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов.
Сам талантливый человек — музыкант и певец, актёр и режиссёр, художник и скульптор — он умел собирать вокруг себя людей искусства. Посмотрев на заграничные красоты, Мамонтов решил, что русским художникам нужно не копировать западные образцы, как тогда было модно, а создать своё, русское национальное искусство, с глубокими корнями в России и русском народе. И Абрамцево стало как раз тем местом, куда были приглашены все единомышленники — художники, актёры, музыканты, образовавшие «Абрамцевский кружок».
Был отремонтирован господский дом, были очищены пруды, на них была устроена купальня, завезены лодки для катания. Подсобное хозяйство пополнила оранжерея (кстати, именно в ней потом выросли персики, с которыми В.А. Серов запечатлел дочь Мамонтова Веру).
Одним из первых строений новой «колонии искусства» стала художественная мастерская, выполненная в русском стиле, за ней последовала и баня, напоминающая сказочный теремок. Приезжавшие из-за границы художники словно попадали в русскую сказку, начатую ещё Аксаковым, творческому наследию которого кружок уделял немало внимания.
Богатый материал для этюдов, картин, новых идей давала сама абрамцевская природа. Идея картины «Богатыри» пришла В.М. Васнецову, когда он в парке Абрамцево увидел три могучих дуба, растущих рядом. И сама картина писалась неподалёку — общий пейзаж на том самом поле близ усадьбы, а богатыри — в усадьбе. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин из соседнего села, Добрыне Никитичу художник дал собственное лицо, а сын Мамонтова Андрей послужил прототипом для Алёши Поповича.
Для детей друга и покровителя Васнецов построил и украсил сказочную «Избушку на курьих ножках»; именно она стала образцом для многих игровых домиков, появлявшихся на детских площадках нашей страны. Церковь в усадьбе стала плодом совместного творчества всего кружка — Васнецов, большой знаток и любитель древнерусской архитектуры, дополнил и улучшил проект другого известнейшего художника, В.Д. Поленова. В росписи церкви приняли участие Васнецов, Поленов, И.Е. Репин и многие другие художники.
Художники И.И. Левитан и М.В. Нестеров, режиссер К.С. Станиславский и певец Ф.И. Шаляпин, композиторы Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов, писатели А.П. Чехов и Л.Н. Толстой — кого только ни привечали в Абрамцево, кто только ни черпал вдохновение в его скромном «доме с мезонином» и в окружающих пейзажах!
Неудивительно, что после смерти хозяина-мецената (Савва Мамонтов умер в своем имении в 1918 году) усадьба стала музеем-заповедником. А первой его хранительницей стала дочь владельца, Александра Саввична. Абрамцево и сейчас продолжает удивлять и вдохновлять уже новые поколения людей искусства, приезжающих прикоснуться к русским сказкам и былям прошлых времён.