Вот такие они, наши традиции: Новый год празднуется дважды, и две недели между этими датами тоже воспринимаются как праздничные. А что отмечали в эту пору наши предки?
Полный цикл рождественских и новогодних праздников на Руси, тоже был долгим — веселились "от звезды до воды", то есть от рождественского сочельника (вечер 25 декабря, или 6 января нового стиля) по крещенское освящение воды и купание (сейчас — в ночь на 19 января). Назывался этот период зимними, или рождественскими святками, или "святыми вечерами". Впрочем, кое-где "святыми" или "светлыми" считались вечера только первой святочной недели, а вот на второй неделе начинались вечера "страшные", темные, когда гуляет уже не человек, а нечисть, так что без особой нужды в ночь лучше не выходить...
А рубежом между светлой и страшной частью святок как раз и служил вечер перед новым годом — или "Старым Новым годом", как мы сейчас обычно говорим. Вечер этот называли по-разному: в церковной традиции — Васильевым (1/14 января поминается святитель Василий Великий), в народной — Щедрым вечером, или попросту Щедрецом. Именно Щедрец заканчивал время колядования, начинавшееся в рождественский сочельник, когда по домам ходили ряженые (или просто компании молодежи) и с особыми обрядовыми песнями, то прославлявшими щедрость хозяев, то грозившими карами скупердяям, выпрашивали угощение и подарки.
В Щедрый вечер и песни пелись особые — "щедровки", и гулящих с ними называли "щедровальниками", и угощать полагалось не хуже, а то и лучше, чем в ночь перед Рождеством. Ужин готовился особенно богато — с пирогами и пирожками, блинами, мясом, рыбой и обязательно с кутьей: по тому, насколько она удалась рассыпчатой и вкусной, судили о том, будет ли в семье достаток и удача на весь наступающий год. Вообще святки — время чудес и гаданий, и на Васильев вечер девушки собирались отдельно — погадать "на суженого" и "на долю" (судьбу), загадывали желания (в точности как мы под бой кремлевских курантов!) и надеялись увидеть вещие сны.
У детишек и подростков на Щедрый вечер была своя забава: им дозволялось всякое баловство (разумеется, не сильно вредящее окружающим). Если ряженые колядники-щедровальники изображали разгулявшуюся нечистую силу, то дети устраивали вместо нее всяческие проказы: кому поленницу дров по двору размечут, а кому и ворота досками заколотят — лезь, хозяин, через забор! Обижаться не полагалось — зато можно было "откупиться" угощением, благо "баловаться" разрешалось только с шумом, криками и песнями, но не тайком.
Утром же первого дня нового года хозяйкам наконец-то разрешалось вымести сор из избы: этого нельзя было делать с рождественского сочельника, чтобы не "вымести" удачу и счастье. Ну, а в наши дни точно так же после Старого Нового года принято снимать украшения с елки, "разряжать" ее и выносить из дома. Некоторые при этом еще и устраивают костер из отслуживших свою новогоднюю службу деревьев — обычай тоже древний (выметенный утром Васильева дня мусор полагалось именно сжигать во дворе), но в наши дни очень не одобряемый пожарными!