Когда за очередным перевалом или поворотом крымской дороги открывается огромное сиреневое поле, путешественники иногда спешат восторгаться цветением лаванды, особенно если ветер дует не на них. По мере приближения к полю разница становится хорошо заметна. Вместо не таких уж высоких кустиков-подушечек, шалфей выбрасывает «свечи» соцветий – иногда на высоту больше метра, и поле колышется под ветром, словно море.
В отличие от лаванды, шалфей – коренной житель и полновластный хозяин, на полуострове в дикой природе встречается более 15 его видов, и большинство из них и пахнет приятно, и для лечения пригодно. Однако возделывается самый богатый эфирными маслами вид: шалфей мускатный. В Никитском ботаническом саду с 1925 года было начато выведение местных сортов культурного шалфея специально для массовых посадок и промышленной переработки.
Посадки эти со временем стали действительно огромными: около 4,5 тысяч гектар! Шалфей был одной из самых выгодных для крымского хозяйства культур: этот степной житель не нуждался в особом уходе, к поливу был совсем не требователен. Более того: в засушливые годы, когда могло погибнуть большинство других эфиромасличных посадок, плантации шалфея давали отличный урожай. Выведенные сорта шалфея высевались и в других степных областях, и к 70-80-м годам на СССР приходилось три четверти мирового производства шалфейного масла.
Масло это было хоть и не таким дорогим, как розовое, но зато использовалось куда более широко. В парфюмерии его использовали для усиления и закрепления других ароматов, заменяя редкие натуральные мускус и амбру. В пищевой промышленности шалфей использовался как приправа, как ароматизатор кондитерских изделий, как добавка к пиву, вину, ликерам, усиливающая их букет. В медицине же используется не только чистое масло, полученное паровой дистилляцией, но и водный экстракт: с его помощью лечат заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
Собрать все цветки со «свечек» шалфея не получится, особенно с огромных полей: соцветия расположены на разной высоте над землёй. Но и завязавшиеся семена после созревания идут в дело: в них содержится более 30% жира, так что шалфей может дать и ещё одно масло – техническое, использующееся для производства фарфора и керамики.
Оставшийся после получения этого масла жмых – ценный корм для животных, да и в фармакологии «отходы» шалфея используются для получения лекарств – прежде всего, антиоксидантов. Перед уборкой цветочного урожая сиренево-розовые поля буквально гудят от пчёл: пасечники стараются разместиться поближе и собрать не только ароматный, но и лечебный мёд.