Своё название месяц май получил от богини Майи – одной из древнеримских покровительниц плодоносящей земли. Возможно, именно поэтому первый майский день с тех же давних времён у многих европейских народов отмечается именно как праздник жизни и плодородия – с украшением домов и храмов зелёными ветвями (как и в Риме), с «майским деревом», украшенным яркими лентами и цветочными гирляндами, с кострами, танцами и обильным угощением.
Это чуть ли не единственный праздник мая с большими гуляниями. Даже свадьбы в мае не принято праздновать; кстати, этот обычай тоже уходит корнями в античную древность: его отмечал ещё Плутарх. На Руси же говорили: «Жениться в мае – век маяться».
Возможно, дело ещё и в том, что май не зря назывался «угарным месяцем»: сельские жители именно что «угорали» на полевых работах под набирающим силу солнцем. Нужно было сеять хлеб, сажать огороды, выводить из хлевов на пастбища скотину: славянское название «травень» май получил из-за вошедшей в полный рост, пригодной на корм скоту травы.
Также в мае-травне начиналась заготовка зелёных лекарств знахарями. Если в марте-апреле собирали в основном готовящиеся к раскрытию почки берёзы, тополя, осины, сосны да березовый гриб – чагу, то с мая начинался сбор молодых листьев лопуха, побегов крапивы, корней одуванчика, первых раскрывшихся листьев подорожника, кислицы и смородины.
Ночь на 1 мая, священная и колдовская для многих народов, считалась хорошим временем для сбора первых трав именно для магических, волшебных настоев и эликсиров. У тех же, кто собирался использовать весенние силы природы только для лечения, существовала своя особенная дата: 10 (по нынешнему стилю – 23) мая, день Симона Зилота.
В народном календаре у этого дня было ещё одно название – Именины Земли: какой бы напряженной ни была сельская работа «по погоде», но в этот день запрещалось тревожить матушку-землю плугом, бороной, лопатой, и даже вбить малый колышек считалось грехом. Земле в этот день кланялись, просили прощения за беспокойство. Землёй клялись, положив её на голову, и спешили принять её главный дар: целебную силу растений.
«На Зилота собирай зелье у болота» - поговорка относилась в основном к корневищам мать-и-мачехи и других трав, растущих в сырых местах (их можно было вырыть голыми руками), но в этот день собирали и древесную кору, и соцветия черёмухи, и самые разные травы. Считалось, что в Симонов день почти любая трава идёт на пользу – а уж лекарственные и подавно! Знатоки трав собирали своё зелёное сырьё не только у болота, но и в лесу, на лугу, по полевым межам.
Тем более, что зимние запасы лекарств к этому времени обычно подходили к концу, «аптечки» знахарей нуждались в срочном пополнении. До летнего солнцестояния и Иванова дня, когда начинался главный период сбора лекарственных трав, оставалось ещё больше месяца – при этом в остальные майские дни травники, как и остальные крестьяне, были заняты на своих огородах и полях. Так что в единственный майский день, когда работы в поле останавливались, лекарям и просто «знающим людям» приходилось кланяться матушке-земле не один раз, а буквально с утра и до вечера – лишь бы не упустить щедро раздаваемую силу!