Праздники, так или иначе связанные с солнечным годом, люди отмечают с самой глубокой древности. И среди них не могли не оказаться такие важнейшие события, как солнцестояния или солнцевороты.
С точки зрения астрономии, летнее солнцестояние — это очень точный момент: в этом году, например, он пришелся на 01 ч. 24 мин. (по московскому времени) 21 июня. Но наш привычный календарь всегда немножко расходится с астрономическим, так что солнцеворот в разные годы может приходиться и на 20-е июня, и на 22-е, да и разница в продолжительности светлого и темного времени в эти дни не так уж заметна. Поэтому народный календарь в разных странах может установить свою собственную дату праздника — от 19 июня вплоть до 26-го.
В России с отмечанием «поворота солнца на зиму, а лета на жару» связаны сразу два праздника: Троица и Иван Купала. В связи с изменением календаря многие перенесли купальские традиции на 6-7 июля, но есть и те, кто придерживается старой, языческой привязки праздника к солнцу. Купала — это время огней и воды, гаданий и поиска лечебных трав, любви и колдовства.
А как отмечают солнцеворот другие народы? Многим может показаться странным, но по всей Европе можно встретить очень сходные традиции, да и праздник зачастую называется одинаково — либо в честь святого Иоанна Крестителя (с местным вариантом имени), либо в честь середины лета.
Немцы на свой Миттзоммерфест устраивают танцы, угощения и обязательно ночные костры двух видов: высокие (чем больше — тем лучше) и совсем низкие — такие, чтобы можно было перепрыгнуть. Прыжки через костёр проходят так же, как и у нас — либо в одиночку, для себя, под какой-нибудь обет или пожелание выздороветь, либо вдвоём. На Руси в основном через костёр прыгали любящие друг друга молодые пары, а в немецкой традиции могут прыгать и парни, желающие побрататься, и девушки в знак особо крепкой дружбы — своего рода «огненный брудершафт».
У финнов Юханнус стал государственным праздником — одним из самых любимых в народе. В этот день в особом почёте береза: её ветками украшают дома и лодки. Финны жгут большие костры, иногда и костры поменьше — для окуривания дымом от ветвей и трав. Больше внимания уделяется водному очищению, но не столько купанию, сколько традиционному посещению сауны.
В соседней Швеции на Мидсоммар ставят шесты, украшенные листьями, цветами, красивыми лентами. В самую короткую ночь шведские девушки, как и наши, гадали о будущих женихах: нужно было по дороге с праздника сорвать букет из семи разных трав и цветов, которые в это время приобретают особую силу, и положить дома под подушку, чтобы приснилась судьба.
Ставят шесты с лентами и венками и в Венгрии, и в бывшей Югославии, и в Норвегии. Разве что в бедных лесами шотландских нагорьях вместо дерева обходятся длинным камнем, поставленным торчком. Впрочем, «стоячие камни» на Британских островах — традиция тоже древняя и имеющая непосредственное отношение к солнечному году: именно по солнцу и его положению в разные дни ориентирован знаменитый Стоунхендж. На день летнего солнцестояния в этом каменном круге ежегодно собираются сотни современных последователей друидов — устроить свой праздник.
С давних времён сохранилась традиция зажигать костры на Иванов день только от «чистого» огня: где-то трением, где-то от искр кремня, а в некоторых уголках Скандинавии пользуются увеличительным стеклом. Само разжигание огня тоже доверяется не всем — где-то это молодые жених и невеста, где-то самый старший мужчина в роду или в селении: ведь и огонь, и солнце у многих народов связывают с мужской силой любви и плодородия.
В костёр кидали разные травы, в том числе и лекарственные — в этом случае окуривание дымом должно было защитить от болезней на весь год. Где-то в огонь летел чеснок, где-то — полынь и тмин, сено, пучки хлебных колосьев, ветви яблонь и вишен — а во Франции, славной своими пряностями, сжигались пучки прованских трав.
Можно было не просто сжечь траву, а дать ей особую силу ивановского огня — для этого пучки лекарственных трав проносили над огнём или окуривали дымом. Таким же образом от огня «заряжались» растения-обереги, призванные хранить дом от напастей: ветки орешника, связки лука, пучки укропа и т.д. - в каждой местности были свои поверья.
Сколько в Европе разных стран и провинций — столько и обычаев. И всё-таки все они сходятся в самый длинный день и самую короткую ночь к древним — очищению огнём и водой, силе трав и деревьев. Причем многие обычаи пережили даже не века — тысячелетия, за которые менялись государства и религии, приходили и исчезали народы.
Может, и впрямь, как верили исстари, в это время все возвращается на круги своя — вместе с очередным оборотом «солнечного колеса»?