«Свинцом и сталью подтверждён, закон Сибири скор: не смейте котиков стрелять у русских Командор!» – писал в своей балладе Киплинг о настоящей войне за природные богатства этих мест. Сейчас Командорские острова и прилежащие к ним воды – один из самых отдалённых российских заповедников.
Командорские острова – самая западная оконечность Алеутской островной дуги, протянувшейся от Аляски в сторону Камчатки. На них в 1741 г. трагически закончилась судьба капитан-командора Витуса Беринга, руководителя российской Великой Северной Экспедиции, описавшей наши северные моря и значительную часть Дальнего Востока. Могила Беринга, не пережившего суровой зимовки, и сейчас сохраняется на главном острове архипелага, носящего имя своего первооткрывателя.
Вместе с островами была открыта настоящая природная сокровища – огромные лежбища морских котиков, мех которых высоко ценился во все времена. Как только об этом стало известно в Европе, к островам кинулись авантюристы со всего мира. Котики и каланы истреблялись, попутно грабилось местное население, пираты (их даже в официальной переписке называли «флибустьерами») угрожали Петропавловску-Камчатскому. Российское правительство вынуждено было построить и послать специальные крейсеры и мобилизовать добровольцев на гражданских шхунах.
Потери с обеих сторон исчислялись десятками, сотни браконьеров отправлялись на каторжные рудники Сибири – но это только увеличивало цену меха. Международная конвенция по охране котиков, принятая в 1911 году, мало помогла – вскоре грянула Первая мировая война, затем в России произошла революция, охранять лежбища стало некому. Только после того, как Командоры и прилегающие к ним воды взяли под надёжный контроль советские пограничники, угроза полного исчезновения отступила от самых коренных обитателей архипелага.
Однако в придании островам заповедного статуса правительство не видело смысла: хватало удалённости и статуса погранзоны, «чужие» там не появлялись. Официальным днём рождения Командорского заповедника считается 23 апреля 1993 года – в этот день вышло постановление, которым весь архипелаг и прилегающая к нему 30-мильная зона океана объявлялись особо охраняемой природной территорией.
Под охрану попали котики, каланы, голубые песцы – на каждом из двух главных островов, Беринга и Медном, живёт по отдельному подвиду этой полярной лисички. В списках островных краснокнижников – орхидеи-башмачки, настоящий и Ятабе, лишайник лобария легочная, полушник морской (в нашей стране встречается только на Камчатке и ближайших островах).
Есть свои уникальные обитатели и в прилегающих водах – например, командорский ремнезуб, похожее на крупного дельфина китообразное, известное только по находкам вынесенных на берег тел. Для ластоногих тут теперь полное раздолье: на островах не только восстановилась популяция котиков (сегодня она насчитывает больше 200 тысяч особей), но и появляются «гости» из других уголков Тихого океана!
За последние 15 лет отмечены северный морской слон, житель берегов Аляски, калифорнийский морской лев, которому для того, чтобы попасть на Командоры, пришлось от коренных мест обитания преодолеть больше 3 500 км. Этот уголок Тихого океана, ставший полностью безопасным для морских зверей, продолжает привлекать новых жителей!