Этот крымский сад некогда был двойником Никитского ботанического, мог похвастаться богатейшей коллекцией экзотических растений и непревзойдённым розарием. Сейчас он... Вроде бы и есть, и местные любители ботаники и садоводства могут его показать – и в то же время его нет. В нём растут деревья, которым больше 150 лет – и при этом сад совершенно потерялся среди посадок и строений куда более молодых. Некогда этим садом любовались высокие чины, а сейчас через него можно пройти и даже не заметить.
Расположен сад на территории международного детского центра «Артек», в бывшем имении второго директора Никитского ботанического сада Николая Ангорна фон Гартвиса.
Выходец из лифляндских немцев, дворянин и офицер-артиллерист, молодым вышедший в отставку из-за ранений, полученных в Отечественной войне 1812 года, Николай Андреевич (как его называли по-русски) был страстным садоводом, начавшим собирать первую свою зелёную коллекцию в усадьбе отца под Ригой.
Энтузиаста, заказывавшего в Крыму саженцы, приметил стареющий Христиан Стевен и предложил 30-летнему ботанику-любителю собственное место в Императорском ботаническом саду. Главный попечитель сада, генерал-губернатор граф М.С. Воронцов, сам герой 1812 года, отнёсся к кандидатуре благосклонно – и Николай Гартвис перевёз свою коллекцию через всю европейскую часть России к новому месту жительства.
В Никитском ботаническом саду к тому времени основное внимание уделялось акклиматизации плодовых деревьев. Однако деятельный характер Гартвиса не позволяет «ждать милостей от природы» и год за годом наблюдать, приживутся ли растения. Он перевозит в своё новое крымское имение по 1-2 образца каждого «никитского» саженца и начинает эксперименты по скрещиванию, селекции, прививкам разных культур.
Происходит и обратный обмен: главной страстью Гартвиса были розы, и из 14 кустов, которые он поначалу посадил в Артеке, со временем получилась коллекция ботанического сада, только по каталогу рассылки покупателям насчитывавшая 83 сорта! Своим ароматным богатством – промышленным плантациям роз и производству розового масла – Крым также обязан увлечению Гартвиса.
Мало того, именно Гартвис подал графу Воронцову прошение об организации Магарачской школы виноделия. Ныне это НИИ виноградарства и виноделия «Магарач» РАН, а ещё – известнейшая с XIX века марка вин. Кстати, в собрании «Магарача» хранится вино, заложенное Николаем Андреевичем, урожая 1836 года – самое старое русское вино, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса.
Увы, но собственное имение Гартвиса было разделено и по частям распродано наследниками. Время и невзгоды не пощадили ни семейный дом, ни фамильный склеп, не осталось даже портрета Николая Андреевича - а вот парк, «брат-близнец» соседнего ботанического, оказался на территории «Артека» и сейчас занимает 7 га.
Правда, окультурены из них только 1,5 га, все остальное скрыл лес, среди которого внезапно можно встретить старые магнолии, ливанские кедры, болотные кипарисы. Или вдруг в густых зарослях почти у самой верхушки дерева глаз заметит цветы роз. Как они туда попали? Если присмотреться, можно среди сплетения стволов увидеть обвившиеся, как лианы, мощные стебли: это китайская роза Бенксиа лютеа за десятки лет оплела молодых соседей и поднялась к свету на высоту до 8 м!
А ещё среди леса можно найти то заброшенную каменную лестницу, то остатки дренажной системы... Так что «сад-призрак» существует, но увидеть его может только тот, кто знаком с этой страницей истории.