21 января 1945 года, принимается постановление советского правительства «Об ознаменовании 220-летия существования Академии наук СССР», где указано и создание в Москве ботанического сада — главного в стране.
Казалось бы, ботанический сад в Москве уже имеется — знаменитый «Аптекарский огород» при МГУ. Нужно ли тратить силы и средства на ещё один уголок природы с различными диковинками?
Обязательно нужно. Ведь строить собирались не просто участок «зелёных насаждений»: новый ботанический сад с самого начала задумывался как научное учреждение при АН СССР, исследовательский институт, в котором одновременно решались бы проблемы и хозяйственные, и чисто научные — с проектами, рассчитанными на годы, даже на десятки лет вперед.
Закладывался не просто сад, закладывалось будущее советской ботаники. И символ Победы, знак возвращения к мирной жизни.
Разработка идеи такого сада-института началась в 1940 году. 14 апреля 1945 года был утверждён новый проект, и под обустройство была выделена площадь в 361 гектар (что делало сад крупнейшим в Европе — он и сейчас таким остается!) в районе Останкино.
Место было выбрано не случайно — здесь сохранились нетронутые участки леса и дубравы, которые упоминаются со времён Ивана Грозного, а чуть позже эти земли служили охотничьими угодьями царю Алексею Михайловичу.
И сегодня центральную часть Главного ботанического сада занимает заповедная дубрава — участок сохранённого учёными подмосковного леса. Возраст некоторых дубов превышает 150 лет!
Однако институт не должен был заниматься только сохранением старого. Под руководством академика Николая Васильевича Цицина, одного из известнейших советских ботаников и селекционеров, начинается работа по разбивке парковой зоны и собиранию коллекции растений — и экзотических, и демонстрирующих богатство природы разных уголков Советского Союза.
С Главным ботаническим садом страны делятся саженцами его собратья с Кавказа, Дальнего Востока, Урала. Часть оранжерейной коллекции и растений европейского отдела была перевезена из бывшей резиденции прусских королей - дворцово-паркового комплекса Сан-Суси в Потсдаме.
Несмотря на то, что самой большой частью сада — дендрарием, коллекцией деревьев — занялись почти сразу же, работа над основными экспозициями затянулась на десятки лет. Планы приходилось пересматривать, поправки в изначальный проект вносились до 1950 года, да и потом время от времени появлялось что-нибудь новое.
В 1961 году знаменитым на весь мир селекционером Иваном Ивановичем Штанько был основан огромный розарий — более 6000 кустов 270 сортов роз! В их числе — выведенные самим Иваном Ивановичем.
Были разбиты сад непрерывного цветения, редкостный теневой сад. В 1983 году японский ландшафтный дизайнер Кен Накадзима специально приехал в Москву, чтобы создать настоящий японский сад — с прудами, павильонами, островками, растениями острова Хоккайдо и даже с пагодой XVIII века, привезенной из Японии! Работа длилась 4 года и в коллекции Ботанического сада появился подлинный уголок классического искусства дальневосточных садовников.
Увы, но на эту новинку Николай Васильевич Цибин полюбоваться уже не мог — он умер в 1980 году, оставив стране богатое наследство: выведенные им сорта пшеницы, ботанический сад в Москве, и целый Совет ботанических садов АН СССР. По образу и подобию московского сада-института были созданы и другие, по всей стране. В 1991 году Главному Ботаническому саду АН СССР было присвоено имя Н.В. Цицина.
В те же годы для коллекции тропических и субтропических растений решено построить две новые оранжереи — огромные, позволяющие размещать экзотические деревья и круглый год создавать под крышей подходящий им микроклимат.
Но строительство пришлось в 1992 году «заморозить». Возобновили работы по созданию большого оранжерейного комплекса только спустя 10 лет, и недавно два стеклянных строения высотой по 33,5 м были закончены. Здесь, в «вечном лете», разместится почти 7 000 растений!
Всего коллекция академического Ботанического сада насчитывает свыше 18 тысяч видов — и по праву считается национальным достоянием России.