Трудно переоценить место, которое занимают в истории и культуре христианства отшельники, пустынники, монахи... Первый пример ухода от мирской суеты для молитвы и размышлений был подан самим Иисусом Христом, на 40 дней удалившимся в пустыню для поста. Основателем же первых "общежительных" поселений отшельников считается святой Антоний Великий, живший в III-IV вв. в Египте. Именно от его общины и пошли первые монастыри — сначала они появились в Палестине и Сирии, затем распространились с востока на запад по берегам Средиземного моря, стали обычными в Византии и Галлии, шагнули через проливы в Британию и Ирландию...
В те времена христианская церковь была единой — Великий Раскол на православие и католичество произошел гораздо позже, в 1054 году. Однако уже в V-VI вв. появились свои, особые уставы в монастырях западных, европейских, и восточных, прежде всего палестинских и сирийских. Впрочем, последним выпала куда более суровая судьба: во время арабского завоевания в VII в. многие обители были разрушены и разграблены, а строительство новых было запрещено. Тем не менее, монашеская жизнь в святых для христиан местах продолжалась, хотя и сильно зависела от милости и настроений правителей-мусульман.
Все изменилось с первыми крестовыми походами и появлением в Палестине государств, созданных рыцарями-католиками. С XII в. на Святой Земле становится все больше именно католических церквей и обителей, появляются и монашеские ордена — как воинствующие, рыцарские, так и мирные, нищенствующие. Именно в это время в пещерах горы Кармель поселилась и община отшельников, ставшая впоследствии орденом кармелитов.
Однако вскоре государства крестоносцев были разгромлены, и монахам пришлось отступить вместе с рыцарями. Долгое время основным их оплотом в Восточном Средиземноморье оставался остров Кипр — но и он, в конце концов, был завоеван Османской империей. Впрочем, турецкие султаны оказались более благосклонны к католикам: именно при их поддержке сначала в Палестине, а затем и по всему Ближнему Востоку начали возрождаться церкви и монастыри, подчинявшиеся Ватикану. Вернулись и кармелиты: в 1627 году их миссия появилась в городе Халеб (сейчас — Алеппо в Сирии), а уже в 1631 году был основан новый храм на священной горе Кармель.
Надо заметить, что к тому времени орден кармелитов уже более полувека вел весьма активную миссионерскую деятельность практически по всему миру. В персидском Исфахане, например, монастырь кармелитов появился в 1607 году, в индийском Гоа — в 1620-м... Причем, в Индии смиренные "босоногие братья" добились куда больших успехов, чем их коллеги-иезуиты, слишком ретиво взявшиеся "исправлять" тысячелетнюю традицию местных христиан. На сегодняшний день индийские последователи ордена представлены отдельной Конгрегацией сиро-малабарского обряда кармелитской духовности, насчитывающей 320 монастырей — это почти столько же, сколько у старейшей, "обутой" ветви по всему миру!
Так что не стоит удивляться, если вдруг в садах ближневосточных или европейских монастырей обнаружатся "зеленые гости" с берегов Индийского океана, или среди рецептов лекарств, составленных кармелитами, обнаружатся растения из стран, очень далеких от Средиземного моря, на берегах которого возникли первые христианские обители. Наш мир не так уж велик — и на многих его дорогах остались следы босоногих монахов...