С итальянским колоритом

Сильвестр Феодосиевич Щедрин большинство своих картин написал в Италии, куда уехал на учёбу да так и остался в полюбившейся стране. Тем не менее, он считается не просто русским художником, а одним из основателей целого жанра в российской живописи – романтического пейзажа.

Семейство Щедриных в конце XVIII века было известно всем российским поклонникам искусства. Феодосий Фёдорович был скульптором, украшавшим своими статуями и многие здания Петербурга, и сады Петергофа, профессором скульптуры в столичной Академии художеств, а потом и её ректором. Его брат, Семён Фёдорович, стал живописцем, профессором пейзажной живописи в той же Академии. Родившийся в 1791 году Сильвестр Щедрин уже в 9 лет стал воспитанником Академии. В 13 лет он перешёл в пейзажный класс, который к тому времени унаследовал от покойного Семёна Щедрина живописец-баталист Михаил Матвеевич Иванов.

К началу XIX в. в русском пейзаже безраздельно господствовал классицизм: строгие правила, однообразные композиции, «правильные», но неестественные цвета и тона, чуть коричневатые, словно на выцветших за долгое время старинных картинах. Так писали учителя Щедрина-младшего, так поначалу писал и он – не отклоняясь от канонов.

В 17 лет он получил от академии серебряную медаль, в 18 – малую золотую, в 20 за дипломную картину «Вид с Петровского острова» - Большую золотую медаль и право поехать в Европу для дальнейшего обучения. Поездку пришлось отложить из-за войны 1812 года.

В Италии Сильвестр Феодосиевич оказался только в 1818 году. Ему, прожившему всю жизнь в холодном и сыром Петербурге, солнечная южная страна показалась настоящим земным раем, он влюбился в тёплое море, вечно зелёные сады, виды древних городов, где античные памятники соседствовали с творениями лучших архитекторов Возрождения. Буйство итальянских красок выплеснулось на картины Щедрина: он отошёл от приглушённого классического канона, сделал пейзажи яркими, сочными, живыми!

Щедрин не мог обойтись без условностей и символизма, но это были символы нового течения в искусстве – романтизма. От застывших, выверенных композиций художник переходит к изображению жизни во всей полноте: люди в пейзаже заняты своими делами, небо написано с натуры и соответствует погоде, а не выражаемым идеям и теме. Несколько лет ушло у Щедрина на то, чтобы научиться точно передавать живые оттенки, изображать знаменитую «романтическую дымку», игру света и тени. Всё это время он пишет целые серии картин, посвящённых одной и той же теме – например, 8 видов Замка Святого Ангела в Риме и ни в одном не повторяется!

Сильвестр Феодосиевич считает себя русским художником – хоть и учеником итальянцев. Большинство своих картин он отсылает в Петербург, в Академию художеств, и продолжает там считаться пансионером. Но теперь на его примере учат в России, появляется целая плеяда последователей и подражателей, своего рода заочных учеников. Итальянские мотивы и сцены, «щедринские» пейзажи, краски и оттенки моря или лунного света можно встретить у Айвазовского, Ге и многих других прославленных русских пейзажистов.

Щедрину увидеть работы своих заочных учеников было не суждено – он так и не вернулся на родину, умерев в Сорренто на самом взлёте своего творчества, в возрасте всего 39 лет.

Облако тегов

юбилей Пушкина (1) простуды (1) Всемирный день шоколада (1) салат (1) малина (2) изобретения (1) коляска (1) ледяной чай (1) Монголия (1) церковь Девяти ангельских хоров (1) полезные блины (1) музыка (1) леопард (1) аспирин (1) Главный Ботанический сад (1) предания (1) эвкалипт (1) согревающие напитки (1) хризантемы (1) здоровье весной (1) свойства хрена (1) полезные овощи (5) медицина Российской Империи (12) польза аниса (1) силуэты (1) Митридат (1) леденцы от укачивания (1) редька (1) море (1) День парков (1) изобретения монахов (1) чеснок (1) живопись (25) Центрально-Лесной заповедник (1) символика растений (1) польза петрушки (1) легенды о чае (1) Абрамцево (1) лекарственные травы (45) мёд в истории (1) манычские мустанги (1) Весеннее Равноденствие (1) школа (1) День Деда Мороза и Снегурочки (1) Байкал (1) Гален (1) история хлеба (1) Новогодний стол (1) отёки (1) ушиб (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: