О классических арабских садах — "чор-бак", "четыре сада" — мы уже говорили: для жителей жарких пустынь тень, прохлада, зелень, журчание водяных струй были земным олицетворением райской жизни. Сады воспевались в стихах, описывались в знаменитой на весь мир "Тысяче и одной ночи", служили предметом гордости правителей и зависти бедняков... Но исламский мир с его склонностью к мистике и религиозности не мог не вложить в эти сады и духовную символику — ненавязчивую, но понятную искушенному зрителю.
Некоторые из садов в стиле чор-бак удивляют изобилием камня в ущерб зелени: мощеные дорожки, выложенные мозаичной плиткой площадки вместо привычных нам "ковров" из цветов и травы... И делалось это прежде всего для сбережения воды: с политых газона или большой клумбы ее испаряется очень уж много!
Именно вода была главной ценностью и предметом роскоши в чор-баке — да и вообще на засушливом Ближнем Востоке. Центральный фонтан (а в центре чор-бака обязательно устраивался водоем с фонтаном, символизирующим райский источник) не всегда давал высокую струю — нередко это была скульптурная композиция, по которой вода стекала медленно, журчащим каскадом. От водоема отходили четыре канала, воплощение четырех райских рек, текущих молоком, медом, вином — и, конечно же, водой, которая никогда не портится... Берега каналов-арыков обязательно обкладывались камнем (зачастую с мозаичными узорами), чтобы вода и не впитывалась в грунт, и не загрязнялась песком, глиной и пылью - а заодно и образовывались дорожки для прогулок, сопровождавшихся тихим журчанием.
С большими каналами и дорожками перекрещивались малые — и нередко на таком перекрестке устраивался еще один фонтан. Впрочем, вместо него мог быть павильон для отдыха — тенистый, с устеленным коврами и подушками ложем, с резными колоннами, ажурными, продуваемыми стенами. Прохладные места для возлежания — это тоже из описания рая в Коране. И даже высокий забор, обязательно скрывавший чор-бак от посторонних глаз, тоже был символичен: в райский сад дозволено заглянуть только избранным...
Казалось бы, разделенный на геометрически правильные квадраты сад не оставляет простора для оригинальной планировки. Однако в чор-баке строго задана форма только дорожек и протоков для воды — а вот растения можно сажать в каком угодно порядке и в любых подходящих местах. Этим и пользовались арабские садовники для того, чтобы и разнообразить вид сада, и подчеркнуть значение каких-либо мест скрытой символикой.
Например, платан (чинар) с его широкой кроной и глубокой тенью, олицетворял покой, кипарис был символом вечности, миндаль — красоты и жизни. Финиковые пальмы часто можно увидеть в садах и парках дальних арабских владений: там они напоминали правителям о родине. Олеандры, лавр, багрянец, плодовые деревья (айва, груши, персики, гранаты) подбирались так, чтобы период цветения и благоухания в саду длился как можно дольше.
Цветы каждый владелец сада подбирал в соответствии со своим вкусом — это могли быть и тюльпаны, и гиацинты, и лилии — но обязательным элементом чор-бака (а иногда и единственным цветником) был розарий. Роза на исламском Востоке символизировала и красоту, и чистоту, считалась цветком пророка Мухаммада — так что отношение к ней было бережным и уважительным.
Впрочем, есть ли на Востоке и культура, и религия, не воспевшая красоту и нежность розовых лепестков?