Остров Врангеля, лежащий в Северном Ледовитом океане на самой границе Восточного и Западного полушарий, у чукчей издревле носил имя «Умкилир» – «остров белых медведей». И неспроста.
Если приглядеться к очертаниям острова Врангеля, можно заметить, что он похож на медвежий череп. «Медвежьим» его стали называть задолго до того, как была составлена первая карта этого довольно большого участка гористой суши, расположенного между Восточно-Сибирским и Чукотским морями.
Жители ближайших берегов хорошо знали, что на Умкилир осенью собираются белые медведи практически со всей Восточной Арктики. Точнее, медведицы: здесь они устраивают себе берлоги, в которых рожают и выращивают медвежат.
Даже в наше время, когда численность белого медведя сильно сократилась, следящие за «медвежьим роддомом» учёные каждую зиму насчитывают порядка 200-300 таких берлог и около 100 на соседнем острове Геральда. В некоторые годы численность приходящих на оба острова медведиц достигает 500 особей. Что же влечёт их на эти берега – настолько, что некоторым приходится пройти от мест своей летней охоты более тысячи километров?
Главным образом, безопасность. Острова отделены от материка 140-километровым проливом: зимой его можно преодолеть по льду, но мало кто сумеет это сделать суровой полярной ночью. Летом острова «охраняет» широкая полоса льда, через который не всегда могли пробиться даже ледоколы.
Люди на острове Врангеля жили со II тысячелетия до н.э., но эти поселения угрозы для белых медведей не представляли – местные племена старались не ссориться с настоящими хозяевами острова. Родильные берлоги чукчи не разоряли: встретиться с разъярёнными духами медведей было очень страшно!
Тем более, что пропитания здесь вполне хватало и людям, и медведям: острова Врангеля и Геральда – один из крупнейших «птичьих базаров» Арктики, здесь каждый год гнездится до 300 тысяч пернатых обитателей и не меньше прилетает через пролив с материка из-за богатства здешних вод рыбой.
Такое изобилие привлекает и морских зверей: одних только моржей на лежбищах до 80 тысяч, а с учётом животных, находящихся в воде, популяция может достигать 130 тысяч. Впрочем, с моржом, особенно взрослым, даже белому медведю не справиться.
Крупных копытных на острове Врангеля не было, пока люди в ХХ веке не завезли сначала домашнего северного оленя, затем овцебыка. Для них остров Врангеля – настоящий полярный рай: количество и разнообразие даже мхов и лишайников здесь выше, чем на других участках полярной тундры, а высших растений насчитывается 417 видов и подвидов. Это больше, чем на огромном Канадском арктическом архипелаге!
Для охраны природного богатства в 1976 году был организован государственный заповедник «Остров Врангеля», включающий и остров Геральда. В 1983 году была объявлена заповедной и широкая полоса моря вокруг островов. Поначалу в этом заповеднике местным жителям, ведущим традиционный образ жизни, разрешалась охота, но сейчас постоянного населения на островах нет, только работающие вахтовым методом биологи, метеорологи и другие специалисты.