ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Раз в крещенский вечерок...

Кармолис » Блог » Это интересно » Раз в крещенский вечерок...

Вот и прошли новогодние праздники, зимние каникулы и для детей, и для взрослых... А насколько длинными они были у наших предков? Неужели тоже праздновали по 10 дней подряд?

На самом деле — даже больше! Праздничный цикл, издревле связанный с зимним солнцеворотом, начинался с Николы Зимнего - 6 декабря по старому стилю (19 по новому) и продолжался целый месяц, до самого Крещения — 6 (19) января, а в некоторых местах и ещё пару дней после Крещения прихватывал. Главными в нём были две недели после дня солнцестояния — или, по церковной традиции, 12 дней от Рождества до Крещения. Назывались эти дни Святками — в этом слове сходятся сразу несколько значений: тут и «свет», и связанный с ним «святой», и сохранившееся во многих славянских языках «свято» — «праздник».

Дни после солнцеворота становятся чуть длиннее, но не намного — время это тёмное, ночи долгие, да ещё и свирепые крещенские морозы приходятся именно на эти дни. Так что у многих народов традиции Святок были связаны, прежде всего, с потусторонним миром, считались лучшим временем для общения с различными духами — и благожелательными (например, с душами предков), и не очень...

«Свои» духи и души могли подсказать, как жить дальше, помочь разобраться в будущем, кого-то одарить, а кого-то и наказать — поэтому их старались всячески задобрить, привлечь, вспомнить добром, «согреть» их в холодной ночи — поэтому на Святках во многих местностях принято было по вечерам жечь костры, чаще всего из соломы. Иногда такой костёр сооружался на санках — в этом случае святочный огонь возили по улицам и дворам, «освещая» всех.

Чуть позже, когда на Святки приходилась смена года, подобный костёр получил несколько другой смысл: на нём сжигали солому, устилавшую пол на рождественские праздники, а вместе с ней иногда и старую одежду, сломанные деревянные вещи и т.д. - с ними должны были уйти, сгореть все беды, болезни, грехи уходящего года.

От Рождества до Васильева дня (сейчас 13-е, Старый Новый год) святочные вечера считались «святыми», светлыми. Дальше, до самого Крещения, начинались «страшные вечера» — тёмные, с разгулом всякой нечисти.  До них вечером молодежь гуляла по улицам, колядовала — пела особые песни и выпрашивала угощение: первая коляда была в рождественский сочельник, вторая — «жирная» — накануне Васильева дня, третья, «голодная» — в канун Крещения.

Почему «голодная»? Если между первой и второй колядами, в святые вечера, и певцы, и ряженые ходили свободно и встречались весело, то «страшные вечера» обычно проводили в домах, чтобы не искушать судьбу и не встретиться ненароком с настоящей разгулявшейся нечистью — так что в эти дни на обильное угощение рассчитывать не приходилось.

Но и в это время праздник продолжался — уже за стенами домов. Особенно веселилась молодежь, вскладчину снимая у кого-нибудь из соседей избу для посиделок на весь вечер, а то и на всю ночь. И там не обходилось без обрядовых песен, игр, зачастую не вполне приличных — особенно когда в дело вступали всё те же ряженые, норовившие то поддеть, то «забодать», а то и «ухватить и утащить» кого-нибудь из девушек. Да и девицы посмелее пускались на розыгрыши — например, переодевшись в мужскую одежду, подрисовав усы  и представившись парнем из соседней деревни.

На таких посиделках завязывались знакомства, определялись симпатии, выяснялись отношения — но самым излюбленным делом девушек на Святки были гадания на суженого. Кстати, известная многим фраза про «суженого-ряженого» — она как раз из святочных гаданий, из поверья о том, что суженым может оказаться первый из ряженых парней, с которым доведётся столкнуться.

Гадали и на имя, спрашивая первого встречного, как его зовут. Гадали и с зеркалом, пытаясь увидеть в нём судьбу или кладя его под подушку, чтобы приснился вещий сон... Особенно удачной считалась ночь перед Крещением — как и все предпраздничные ночи, в которые связь с иным миром представлялась особо крепкой. 

Хотя церковь запрещала и гадания, и ряжение, и даже кое-где колядование, всё повторялось из года в год и из века в век: страшно, но и тянет ведь!.. А под самый конец Святок все грехи смывались в крещенской проруби: не каждый решался в неё окунуться, но для тех, кто ходил ряженым, это считалось обязательным.

Впрочем, очищение водой на Крещение — это традиция, заслуживающая отдельного рассказа... 

Облако тегов

Николай Булев (1) ароматы здоровья (1) история растений (7) Льняница (1) осень (10) история картофеля (1) сон (1) живопись (25) лекарсвтенные ратения (1) простуда в разных странах (1) монастырскя медицина (1) комары (2) монастырь Сен-Жозеф-де-Карм (1) эпидемии (1) лилия (1) польза горчицы (1) эфирное масло мелиссы (1) пряные травы (7) монастырь кармелитов (1) Иоганн Грегор Мендель (1) свойства спаржи (1) эфирное масло розы (1) швейцарский шоколад (1) великие врачи (4) синергия (1) польза шоколада (1) польза репы (1) Петр Первый (1) Тунгусский метеорит (1) польза помидоров (1) военная медицина (1) роза (5) врач Яков Брюс (1) Санкт-Петербург (1) парки Вены (1) средства от гриппа (11) свойства лаванды (1) приобретённый иммунитет (1) школьные простуды (1) овощи для иммунитета (1) Тибет (1) сад Николая фон Гартвиса (1) болгарский перец (1) дети (3) Аполлинарий Васнецов (1) альпийские растения (2) экотропы (1) лечение травами (12) первый чай (1) Кармолис Детский фитогель (2)