Вот и прошли новогодние праздники, зимние каникулы и для детей, и для взрослых... А насколько длинными они были у наших предков? Неужели тоже праздновали по 10 дней подряд?
На самом деле — даже больше! Праздничный цикл, издревле связанный с зимним солнцеворотом, начинался с Николы Зимнего - 6 декабря по старому стилю (19 по новому) и продолжался целый месяц, до самого Крещения — 6 (19) января, а в некоторых местах и ещё пару дней после Крещения прихватывал. Главными в нём были две недели после дня солнцестояния — или, по церковной традиции, 12 дней от Рождества до Крещения. Назывались эти дни Святками — в этом слове сходятся сразу несколько значений: тут и «свет», и связанный с ним «святой», и сохранившееся во многих славянских языках «свято» — «праздник».
Дни после солнцеворота становятся чуть длиннее, но не намного — время это тёмное, ночи долгие, да ещё и свирепые крещенские морозы приходятся именно на эти дни. Так что у многих народов традиции Святок были связаны, прежде всего, с потусторонним миром, считались лучшим временем для общения с различными духами — и благожелательными (например, с душами предков), и не очень...
«Свои» духи и души могли подсказать, как жить дальше, помочь разобраться в будущем, кого-то одарить, а кого-то и наказать — поэтому их старались всячески задобрить, привлечь, вспомнить добром, «согреть» их в холодной ночи — поэтому на Святках во многих местностях принято было по вечерам жечь костры, чаще всего из соломы. Иногда такой костёр сооружался на санках — в этом случае святочный огонь возили по улицам и дворам, «освещая» всех.
Чуть позже, когда на Святки приходилась смена года, подобный костёр получил несколько другой смысл: на нём сжигали солому, устилавшую пол на рождественские праздники, а вместе с ней иногда и старую одежду, сломанные деревянные вещи и т.д. - с ними должны были уйти, сгореть все беды, болезни, грехи уходящего года.
От Рождества до Васильева дня (сейчас 13-е, Старый Новый год) святочные вечера считались «святыми», светлыми. Дальше, до самого Крещения, начинались «страшные вечера» — тёмные, с разгулом всякой нечисти. До них вечером молодежь гуляла по улицам, колядовала — пела особые песни и выпрашивала угощение: первая коляда была в рождественский сочельник, вторая — «жирная» — накануне Васильева дня, третья, «голодная» — в канун Крещения.
Почему «голодная»? Если между первой и второй колядами, в святые вечера, и певцы, и ряженые ходили свободно и встречались весело, то «страшные вечера» обычно проводили в домах, чтобы не искушать судьбу и не встретиться ненароком с настоящей разгулявшейся нечистью — так что в эти дни на обильное угощение рассчитывать не приходилось.
Но и в это время праздник продолжался — уже за стенами домов. Особенно веселилась молодежь, вскладчину снимая у кого-нибудь из соседей избу для посиделок на весь вечер, а то и на всю ночь. И там не обходилось без обрядовых песен, игр, зачастую не вполне приличных — особенно когда в дело вступали всё те же ряженые, норовившие то поддеть, то «забодать», а то и «ухватить и утащить» кого-нибудь из девушек. Да и девицы посмелее пускались на розыгрыши — например, переодевшись в мужскую одежду, подрисовав усы и представившись парнем из соседней деревни.
На таких посиделках завязывались знакомства, определялись симпатии, выяснялись отношения — но самым излюбленным делом девушек на Святки были гадания на суженого. Кстати, известная многим фраза про «суженого-ряженого» — она как раз из святочных гаданий, из поверья о том, что суженым может оказаться первый из ряженых парней, с которым доведётся столкнуться.
Гадали и на имя, спрашивая первого встречного, как его зовут. Гадали и с зеркалом, пытаясь увидеть в нём судьбу или кладя его под подушку, чтобы приснился вещий сон... Особенно удачной считалась ночь перед Крещением — как и все предпраздничные ночи, в которые связь с иным миром представлялась особо крепкой.
Хотя церковь запрещала и гадания, и ряжение, и даже кое-где колядование, всё повторялось из года в год и из века в век: страшно, но и тянет ведь!.. А под самый конец Святок все грехи смывались в крещенской проруби: не каждый решался в неё окунуться, но для тех, кто ходил ряженым, это считалось обязательным.
Впрочем, очищение водой на Крещение — это традиция, заслуживающая отдельного рассказа...