Наверное, не было в конце XIX века в мире ботаника и биолога, который не слышал бы о русском учёном Тимирязеве. Сын русского дворянина из старинного рода и английской баронессы с эльзасскими корнями, он в совершенстве владел несколькими языками, учился в России и в европейских университетах. Был студентом, а потом и сотрудником многих известных химиков и ботаников, помогал Дарвину распространить учение и боролся за правильное, научное понимание генетических опытов Менделя...
Больше всего он сделал для становления и развития новой тогда отрасли биологии – физиологии растений. Основное направление работы подсказал старший брат Дмитрий – химик, изучавший хлорофилл. Основные свойства этого вещества уже были известны, но именно Тимирязев провёл исследования, позволившие установить все тонкости взаимодействия растений с солнечным светом, показал, как «из воздуха, воды и света» образуются органические вещества.
Труды эти не ограничивались теорией: Тимирязев считал необходимым как можно быстрее внедрять научные открытия в сельское хозяйство. Методы земледелия, селекция растений, невиданные до того теплицы с искусственным грунтом и освещением – далеко не полный перечень того, чем занимался Климент Аркадьевич.
Об этой стороне его работы знают сейчас многие – имя Тимирязева носят Московская сельскохозяйственная академия, Государственный биологический музей, Институт физиологии растений Российской Академии Наук. Менее известны работы Климента Аркадьевича по популяризации науки. Он выступал с лекциями и писал статьи простым, доступным каждому и интересным языком, способствовал открытию Московских высших женских курсов – первого в России учреждения, где женщинам давалось высшее образование.
Даже один из основных его трудов – «Жизнь растений» - имел подзаголовок: «10 общедоступных лекций». Лекции переводились в разных странах и неизменно вызывали восторженные оценки. Один из британских учёных отмечал, что у читателя возникает впечатление, «будто он сам создает науку физиологии растений». Его коллега отмечал точность в аргументации и в передаче фактов, другой – замечательные иллюстрации.
Часть рисунков была выполнена Тимирязевым: для естествоиспытателя того времени умение делать зарисовки было обязательным. Климент Аркадьевич был и знатоком живописи и одним из основателей отечественного искусства художественной фотографии. В жарких спорах о том, является ли фотография искусством (многие считали, что это «бездушный» технологический процесс) Тимирязева поддерживал Левитан.
Иллюстрациями к спорам могли послужить многочисленные фотографии, сделанные в разных частях России самим Тимирязевым: он пользовался фотоаппаратом не только в научных целях, но и запечатлевал на пейзажи, быт нашей страны, исторические события. Сейчас для нас выбор сюжета, композиции, правильного освещения кажется вполне естественным, само собой разумеющимся, но к объяснению этих особенностей удачного кадра тоже приложил талантливое перо Климент Аркадьевич.