Под таким лозунгом в 1787 году началось самое пышное путешествие главы Государства Российского за всю историю. Путь лежал из Санкт-Петербурга в далёкий и Крым.
Покоритель Причерноморья, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин, считал весь южный край «драгоценной жемчужиной» российской короны. Под его руководством один за другим закладывались города: Екатеринослав, Херсон, Севастополь, строились верфи и дороги, целыми деревнями заселялись колонисты.
Для демонстрации императрице успехов в освоении новых владений и была организована грандиозная поездка царского двора. Масштаб мероприятия потрясал воображение современников: поезд Екатерины состоял из 14 карет и 124 саней и кибиток, на организацию путешествия было потрачено свыше 15 миллионов рублей золотом.
На пути строились дворцы для отдыха и станции для смены лошадей, запасались продукты для самых изысканных блюд: ведь с императрицей инкогнито путешествовал и важный союзник, австрийский император Иосиф II, а также иностранные послы, которым надлежало показать богатство и силу России.
В засушливой степи были выкопаны или устроены на речках пруды-водохранилища, высажены молодые фруктовые деревья, составлены подробные планы местности и т.д.
Бахчисарайский дворец был выбран в качестве основной резиденции императрицы на полуострове. Потёмкин повелел восстановить дворец, но строители и декораторы не очень-то усердствовали, так что перед самым визитом высочайших особ пришлось наскоро расписывать стены фресками в псевдо-восточном стиле, все, что можно, наскоро драпировалось тканью и фольгой. С наступлением темноты вся Бахчисарайская долина светилась разноцветными огнями: иллюминация была устроена даже на скалах.
Далее императрица должна была осмотреть Севастополь. Дорога прошла по садам Бельбекской долины, одного из самых живописных мест Крыма. Когда гости расположились на обед, на окнах раздвинули шторы — и открылся вид на бухту и стоявший в ней на фоне Севастополя флот из 15 огромных линейных кораблей, салютовавших своей императрице.
После осмотра флота и нового города кортеж отправился по горной дороге вдоль южного берега Крыма, от Балаклавы до Кафы-Феодосии, где на старинном монетном дворе Потёмкин приказал отчеканить две памятные золотые медали с девизом путешествия – «Путь на пользу», одну вручил Екатерине, а другую австрийскому императору Иосифу II. Отсюда началась обратная дорога до Петербурга, занявшая полтора месяца.
Пошёл ли этот путь на пользу? Несомненно. Екатерина убедилась в том, что Крым действительно является «жемчужиной России» - так она его в дальнейшем и называла. Князь Потёмкин в конце поездки получил почётное титулование к фамилии: Таврический. Иностранцы были поражены величием империи, огромным размахом и способностью в кратчайшие сроки осваивать новые земли.
Крым стал известен при петербургском дворе как экзотический южный край, по красоте не уступающий Греции и Италии, с богатейшей историей, приятным климатом и достопримечательностями. В наступившем XIX веке открылась новая страница крымской истории: эпоха царских дворцов, княжеских и графских дач, новых парков, садов и курортов.