«Самый русский из художников», «самый мудрый мастер русского пейзажа», «он любил русскую природу фанатически» - это об Исааке Левитане, родившимся в маленьком литовском городке. Официально – 18 (30) августа 1860 года. Но исследователи биографии живописца называют и другие даты, и даже другой год. Но дата рождения Левитана как художника известна точно: 17 августа 1873 года. В этот день 13-летний Исаак подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Первым учителем Левитана стал руководитель училища, В.Г. Перов, прославленный мастер портрета, жанровых сцен и зарисовок с натуры – но не природной, а человеческой. Однако вскоре ученика переманил к себе, прежде всего, искренней любовью к природе, другой мастер кисти – А.К. Саврасов, которому Левитан был обязан очень многим. И тем, что на картинах Исаака Ильича почти нет людей, а если и есть, то «теряются» на фоне природы.
Эту особенность замечают все. Поговаривали даже о некоем религиозном запрете на изображения людей. На самом деле к религиозным догмам Левитан был равнодушен, а к мнению учителя прислушивался с большим уважением. Рассказывают, что дебютная картина «Осенний день. Сокольники» должна была стать «чистым» пейзажем, но товарищ по училищу подсказал: «Хорошо бы пустить по дорожке изящную женщину» - и даже помог дорисовать женскую фигуру.
При первом же публичном показе картину никому ещё не известного художника купил для своей галереи московский меценат Павел Третьяков. Феноменальный успех! Но пришедший на выставку Саврасов высказался весьма сердито: «На кой чёрт ненужную женщину влепил в пейзаж?!».
Больше Левитан людей в пейзажи не «лепил». Но замечание учителя открыло для Исаака Ильича собственное направление: он научился передавать настроение, высказывать то, что у него было на душе, одним лишь изображением природы. Причем не дотошным изображением каждого листика, что было тогда в ходу у пейзажистов, а поиском в увиденном глубокого, потаённого смысла. «Природу копировать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», - писал Левитан.
В чувстве сути природы, её малейших изменений – от наклона деревьев под ветром до игры света на облаках – Левитану не было равных. Простые русские пейзажи представали такими, что восхищались даже коллеги-художники: «Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь так по-новому очаровывала, что самые вещи казались невиданными, только что открытыми». Купола церквей среди лесов, просторы волжских разливов, тихие омуты и дальние дороги – на картинах Левитана можно найти всё. И всё пронизано тем настроением, которое было у художника при взгляде на этот пейзаж – от восторга до уныния.
Впрочем, уныние, тяжесть, чувство тревожного ожидания свойственны скорее поздним картинам Левитана. Это не удивительно: он страдал сердечно-сосудистым заболеванием. Увы, не помогли ни курорты, ни лучшие специалисты: болезнь прогрессировала, становилось труднее ходить и дышать, и в 1900 году Исаак Ильич умер, совсем немного не дожив до 40-летнего юбилея. В московской мастерской осталось порядка 300 этюдов и около 40 незаконченных пейзажей российской природы.