Этот выдающийся русский учёный хотел быть путешественником и ботаником, но судьба распорядилась так, что он стал врачом, преподавателем и организатором медицины. Одно не мешало другому: К.И. Щепин одним из первых ввёл в России изучение будущими лекарями ботаники, фармакологии, бальнеологии.
Константин Иванович Щепин родился в 1728 г. в крестьянской семье. Через некоторое время отец его стал пономарём в церкви, мальчика отдали учиться в Хлыновскую славяно-латинскую школу, где на его старание и способности обратил внимание епископ Вятский. Он же и посоветовал по окончании школы идти учиться в Киевскую духовную академию, и юный Костя пошёл, причём, буквально: почти весь путь через всю Европейскую часть России 14-летний подросток проделал пешком.
После вступительного экзамена Щепина зачислили сразу во второй класс. Через два месяца перевели в третий. Через год – в пятый, с высшими отметками по всем предметам. Вместо богословия Щепин занялся философией, затем отпросился в Италию – без знакомств, без денег, в одиночку, на одном лишь энтузиазме.
Дальше были Падуанский и Болонский университеты, Флоренция, Константинополь, изучение философии, естествознания, математики, медицины, иностранных языков... В 1752 году Щепина рекомендуют в российскую Академию наук. В Петербурге его учителем становится С.П. Крашенинников – академик, путешественник, выдающийся ботаник, по предложению которого Академия посылает Щепина в новую заграничную командировку, для продолжения образования. С 1753 г. Щепин учится в Лейдене, но в это время в Петербурге происходят большие перемены – Крашенинников умирает, место ботаника получает один из академиков-немцев, «крестьянскому сыну» больше нет места и не будет денег на дальнейшее обучение.
Зато они находятся у медиков, хорошо знающих молодого учёного. М.В. Ломоносов по этому случаю записал в своем дневнике: «Продали Щепина Медицинской канцелярии!». Врачебное ведомство соглашается оплатить дальнейшую командировку с условием перехода на медицинский факультет.
Докторскую диссертацию Щепин в Лейдене защищал уже как врач. В своей работе «О растительной кислоте» Щепин обратил внимание, что в России и крестьяне, и солдаты, употребляющие квашеную капусту, ржаной хлеб, кислый квас, хвойные настои, не болеют цингой – бичом тогдашней Европы. Константин Иванович предположил, что противоцинготное действие оказывает содержащаяся в растениях кислота. Через много лет её назовут аскорбиновой, а тогда открытие встретили прохладно.
Щепин возвращается в Россию, получает право медицинской практики, а уже на следующий год началась Семилетняя война. Константина Ивановича назначают врачом в пехотную дивизию, потом в полевой госпиталь, вместе с русскими войсками он доходит до Берлина. И видит все недостатки в подготовке российских военных врачей, так что в 1762 г. подает прошение на место преподавателя в Московской госпитальной школе.
До этого ничем не примечательное заведение (весь цвет медицины собирался в Петербурге) получает новую жизнь и обучение на лучшем европейском уровне. Став профессором, Щепин вводит в учебные программы лекарей фармакологию, ботанику, бальнеологию, сам готовит анатомические и микроскопические препараты, добивается того, чтобы каждый студент получил возможность практиковаться в лечении больных в госпитале.
Врачам старой школы новаторство пришлось не по нраву. Начались придирки, оскорбления, интриги, доносы. Щепин запил, и его лишили права медицинской практики и преподавания. Через год неугомонный профессор добивается аудиенции у императрицы Екатерины II и разрешения на преподавание и лечение. На свою беду: через 3 года, в 1770 г., Константин Иванович вместе с другими врачами отправляется на борьбу со вспыхнувшей в Киеве эпидемией чумы. От этой почти неизлечимой тогда болезни он и скончался.