Почти у всех художников есть свой легко узнаваемый «почерк». Однако был в России художник, произведения которого опознать без поясняющей таблички не так-то просто. Даже если повесить картины в одном зале, многие будут удивляться соседству, например, просвечивающих волн Айвазовского с «небесными» горами Рериха.
У Архипа Ивановича Куинджи свой «почерк» был, и это – свет. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» - писал Репин. Свет солнечный, свет лунный, свет, проходящий через деревья или золотящий горы... Первая картина, с которой началась известность Куинджи – «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».
Когда именно родился Архип Иванович, точно неизвестно: называют 1841-й, 1842-й, 1843-й годы. В семье бедного сапожника-грека из местечка Карасу документов не было, и даже в метрике, выписанной Архипу позже, стоит фамилия Еменджи, а у отца была Куюмджи. Каждую свободную минуту мальчик рисовал: на бумаге, на заборах, стенах, просто на земле. Местный хлеботорговец, образованный по тем временам человек, увидев рисунки, посоветовал отправиться в Феодосию учеником к Айвазовскому.
Увы, ни ученичество, ни даже знакомство с великим маринистом не состоялось, зато состоялось знакомство с Крымом, в который Куинджи влюбился на всю жизнь. Крымские пейзажи можно увидеть на большинстве его работ, и именно по ним можно разглядеть одну из главных особенностей творчества. Дело в том, что большинства изображенных на картинах Куинджи мест попросту нет! На некоторых угадываются силуэты гор неподалеку от Ялты, на остальных – море, горы, берег, изображённые так, что сразу понятно: это Крым, хотя и несколько абстрактный.
Точнее, философски осмысленный. Большинство пейзажистов увлекались созданием «портрета природы» - точного, почти фотографического. Куинджи же больше интересовался общим впечатлением от места, «душой» берега, города, леса. Он мог быть точен в деталях, прорисовывая буквально каждый лист на дереве, если этого требовал замысел. А если нет, бросал широкие мазки так, что по силуэту сложно отличить тополь от кипариса. Но при этом необычайно точно передавал природный цвет растения (краски он составлял сам и много экспериментировал с их компонентами), так что можно было даже угадать сезон по оттенкам выгоревшей травы, а по свету и теням – время суток.
«Философский реализм» - так иногда называют направление в изобразительном искусстве, начало которому положил Куинджи. Широкой публике оно больше известно по картинам одного из учеников Архипа Ивановича – Н.И. Рериха. Тем же, кто видел полотна обоих художников, не составит труда узнать в гималайских пейзажах ученика отражение света от заснеженных кавказских гор учителя.