ВКонтакте Одноклассники Твиттер YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Природа, освещённая талантом

Кармолис » Блог » Это интересно » Природа, освещённая талантом

Почти у всех художников есть свой легко узнаваемый «почерк». Однако был в России художник, произведения которого опознать без поясняющей таблички не так-то просто. Даже если повесить картины в одном зале, многие будут удивляться соседству, например, просвечивающих волн Айвазовского с «небесными» горами Рериха.

У Архипа Ивановича Куинджи свой «почерк» был, и это – свет. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» - писал Репин. Свет солнечный, свет лунный, свет, проходящий через деревья или золотящий горы... Первая картина, с которой началась известность Куинджи – «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».

Когда именно родился Архип Иванович, точно неизвестно: называют 1841-й, 1842-й, 1843-й годы. В семье бедного сапожника-грека из местечка Карасу документов не было, и даже в метрике, выписанной Архипу позже, стоит фамилия Еменджи, а у отца была Куюмджи. Каждую свободную минуту мальчик рисовал: на бумаге, на заборах, стенах, просто на земле. Местный хлеботорговец, образованный по тем временам человек, увидев рисунки, посоветовал отправиться в Феодосию учеником к Айвазовскому.

Увы, ни ученичество, ни даже знакомство с великим маринистом не состоялось, зато состоялось знакомство с Крымом, в который Куинджи влюбился на всю жизнь. Крымские пейзажи можно увидеть на большинстве его работ, и именно по ним можно разглядеть одну из главных особенностей творчества. Дело в том, что большинства изображенных на картинах Куинджи мест попросту нет! На некоторых угадываются силуэты гор неподалеку от Ялты, на остальных – море, горы, берег, изображённые так, что сразу понятно: это Крым, хотя и несколько абстрактный.

Точнее, философски осмысленный. Большинство пейзажистов увлекались созданием «портрета природы» - точного, почти фотографического. Куинджи же больше интересовался общим впечатлением от места, «душой» берега, города, леса. Он мог быть точен в деталях, прорисовывая буквально каждый лист на дереве, если этого требовал замысел. А если нет, бросал широкие мазки так, что по силуэту сложно отличить тополь от кипариса. Но при этом необычайно точно передавал природный цвет растения (краски он составлял сам и много экспериментировал с их компонентами), так что можно было даже угадать сезон по оттенкам выгоревшей травы, а по свету и теням – время суток.

«Философский реализм» - так иногда называют направление в изобразительном искусстве, начало которому положил Куинджи. Широкой публике оно больше известно по картинам одного из учеников Архипа Ивановича – Н.И. Рериха. Тем же, кто видел полотна обоих художников, не составит труда узнать в гималайских пейзажах ученика отражение света от заснеженных кавказских гор учителя.

Облако тегов

зимнее солнцестояние (1) спорт (1) Всемирный день хлеба (1) Ида Пфейффер (1) омела (1) орех (1) кипрей (1) Средневековье (1) история картофеля (1) простуда (19) тренировки (1) тибетский чай (1) режим дня школьника (3) княжеские врачи (1) озеро Азас (1) это интересно (375) деревья с историей (1) День медицинской сестры (1) И.Е. Пепин (1) паприка (1) грипп у взрослых (1) продукты из лаванды (1) церковь Девяти ангельских хоров (1) Петр Первый (1) чай в Иране (1) Иван Купала (1) сады в Измайлово (1) декабристы (1) великие доктора (11) Жигулёвские горы (1) Ильменские горы (1) Царское Село (1) ботанические сады России (1) Санкт-Петербург (1) святой доктор (1) Борис Кустодиев (1) первые витамины (1) Китайский Новый год (1) зимние виды спорта (1) искусство (1) Григорий Демидов (1) школьные простуды (1) подарки (1) День защиты детей (1) здоровье суставов (1) Виктор Борисов-Мусатов (1) Париж (1) альпийские растения (2) чай в Англии (1) Тайницкий сад (2)