ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Поэзия природы на холсте

Кармолис » Блог » Это интересно » Поэзия природы на холсте

Судьбы художников-передвижников, доносивших всю красоту русской природы, складывались по-разному. У Василия Дмитриевича Поленова не было трудного детства, необходимости пробиваться на самый верх общества... но это не значит, что всё давалось ему легко. Не зря друзья и ученики отмечали как основную черту его характера именно трудолюбие.

Родился Василий Дмитриевич в Петербурге, в дворянской семье. Дядя – сенатор, отец – известный археолог и библиограф, мать писала сказки и увлекалась живописью. Это увлечение передалось и детям: рисовать умели все, а Василию и его сестре Елене, проявившим особые таланты, был нанят домашний учитель из Академии художеств – Павел Петрович Чистяков, не только педагог, но и известный тогда художник, мастер исторических картин и портретов.

Юный Поленов тоже решил посвятить себя именно исторической живописи: после окончания учёбы одновременно в Академии художеств и в Петербургском университете он едет за границу. Италия, Франция, парижское общество друзей-художников – И.Е. Репина, В.М. Васнецова, А.П. Боголюбова, множество этюдов. Первая слава: за картину «Арест гугенотки» Поленов получил звание академика. Через год – русско-турецкая война, Поленов отправляется на неё при дворе цесаревича, будущего императора Александра III, возвращается с крестом и медалью за участие в боевых действиях.

И окончательно понимает, что его призвание – не исторические полотна, а пейзажи. Ещё в этюдах, сделанных во время европейского путешествия, коллеги отмечали завершённость композиции, поэтическую душевность в изображении пейзажа, сочетание тонкой передачи света и воздуха с чёткостью и точностью изображения. Следующее путешествие Поленов предпринимает по Ближнему Востоку: Египет, Сирия, Палестина, библейские места – и картины на библейские темы, в которых критики отмечали богатство оттенков в изображении пейзажного фона.

Поленов полностью посвящает себя работе над картинами, изображающими русскую природу и русский быт своего времени. В тихом уголке Тульской губернии, в сосновом лесу над Окой, он на вырученные от продажи картин деньги покупает себе небольшое имение Бёхово, переименовывает усадьбу в «Борок» (ныне Поленово) и начинает своё «служение России кистью».

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Поленов принимает место преподавателя пейзажного класса у Саврасова. Впоследствии его учеником становится Левитан. Одновременно Василий Дмитриевич увлекается народными театрами: ставит спектакли, сочиняет музыку, читает лекции, пишет декорации, строит в Москве здание, ставшее известным как «Поленовский Дом» - центр помощи деревенским и фабричным театрам, впоследствии Дом театрального просвещения, ныне Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова. Имя это было официально присвоено еще в 1921 году.

В 1924-м, в год 80-летия художника, проходит его первая персональная выставка в Третьяковской галерее. В 1926-м году за успехи в живописи и за многолетнюю просветительскую деятельность Василий Дмитриевич одним из первых в стране удостаивается звания Народного художника республики. А ещё через год Поленов тихо уходит в своём доме над Окой, в окружении любимых картин и близких людей.