Если в Европе «отцом медицины» с древнейших времён почитают Гиппократа, то на Востоке это почётное звание принадлежит человеку, ещё при жизни удостоившемуся таких титулов, как Великий Исцелитель, Глава мудрецов, Доказательство истины, Гордость страны...
Сам Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина за славой не гнался. Он наверняка удивился бы мнению некоторых современных восточных исследователей, считающих, что даже само слово «медицина» произошло от искажённого европейцами «мадад Сина» («метод Сина») – звестное с древности слово «медикус» великий врач знал наверняка. И в западном мире он был известен не как Абу Али ибн Сина, а как Авиценна.
Мальчик Хусейн (именно это имя является его собственным) родился в 980 году недалеко от нынешней Бухары и уже в детстве отличался выдающимися способностями. В 10 лет он выучил наизусть Коран, в 12 к нему прислушивались взрослые ученики духовной школы-медресе, с 14 начал самостоятельно изучать философию, геометрию, астрономию, музыку и медицину. Искусство исцеления юный ибн Сина постигал не только по книгам, но и наблюдая за больными: в отличие от многих учёных и врачей того времени, иной раз доверявшим букве больше, чем своим глазам, будущий Великий Исцелитель предпочитал практику.
В 16 лет он успешно вылечивает самого эмира Бухары и остаётся при дворе, получая доступ в одну из обширнейших библиотек того времени. Через несколько лет и династия покровителя, и сам город пали во время нашествия воинственных соседей, но к тому времени слава о чудесном враче распространяется и в соседние государства, так что ибн Сина перебирается в Хорезм – и тоже ко двору, где получает титул «князя врачей».
А вместе с ним – зависть со стороны коллег, подозрения в колдовстве со стороны духовенства, ревность султанов и эмиров, пытающихся заполучить чудо-целителя именно к своему двору. Одно такое предложение о смене места жительства стоило ибн Сине четырёх месяцев тюрьмы по обвинению в предательстве, а два правителя развязали за него самую настоящую войну!
Ни козни врагов, ни государственные обязанности не мешают научным изысканиям в самых разных областях и написанию книг. Всего перу Абу Али ибн Сины приписывают больше 420 трактатов, из которых до наших дней дошло чуть больше половины. Всё, что с юных лет увлекало мальчика Хусейна, обдумывает и излагает для потомков Глава мудрецов.
Часть своих рассуждений ибн Сина записывает в стихах — рубаи, так что к славе врача добавляется известность поэта. Известен ибн Сина и как один из первых музыковедов Востока: в музыке он видел прежде всего гармонию, которую пытался «измерить алгеброй»: встроить в общую систему математически точных естественных наук.
Главным же трудом жизни, принесшим всемирную славу Авиценне и добавившим собранные им знания о восточной медицине в мировую сокровищницу, является «Канон врачевания»: 5-томная медицинская энциклопедия, переведённая на латынь и более 5 веков остававшаяся одним из главным учебников для врачей Востока и Запада.
В «Каноне» впервые обосновывается заразность оспы; впервые отличается чума от холеры; впервые как отдельная болезнь описывается проказа; высказывается мысль о переносе заболеваний мельчайшими существами - за века до открытия микроскопа и микробов! Одних только лекарств «по Авиценне» описывается около 2 600, из них 1 400 – растительные. Именно ибн Сине принадлежит открытие процесса перегонки эфирных масел из растений, так что и продукты Кармолис своим появлением отчасти обязаны трудам Великого Исцелителя.
Увы, но науку Авиценны во всей полноте не могли постичь и усвоить даже его последователи. Под конец жизни ибн Сина страдал желудочными коликами, но успешно лечил себя. Однако случилось так, что однажды лекарство для него (и по его же рецепту) составлял другой врач — сам Авиценна был занят помощью пациентам. Ошибка в дозировке одного из компонентов стала для Великого Исцелителя роковой...