Нарзан, Ессентуки, Боржоми... Выбирая в магазине лечебно-столовую минеральную воду, мы не догадываемся, кому обязаны её появлением, как и методик её применения для лечения и профилактики болезней. И даже медики знают этого врача чаще по названному в его честь синдрому Пастернацкого.
Фёдор Иванович Пастернацкий родился в 1845 году в семье простого сельского священника и поначалу выбрал путь духовный. Однако после окончания Минской семинарии он решил посвятить себя служению людям и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Закончив его в 1871 году с отличием, Пастернацкий получает направление младшим врачом в пехотный полк и одновременно начинает работать в клинике профессора В.Т. Петровского, ученика Боткина.
Коллеги быстро обратили внимание на способного и трудолюбивого молодого медика, и приглашения в другие клиники не заставили себя ждать – вплоть до госпиталя Санкт-Петербургской Военно-Медицинской академии. Там он проработал всю долгую и успешную жизнь – сначала ассистентом в клинике диагностики и общей терапии. После защиты в 1888 г. докторской диссертации, посвящённой действию жаропонижающих средств (большинство из которых можно найти на аптечных полках и сегодня) – приват-доцентом, а там пришёл черед занять профессорское место на кафедре госпитальной терапии.
Основным «врагом» Фёдора Ивановича были заболевания внутренних органов. Симптом Пастернацкого – болезненность при поколачивании поясницы определённым образом – до сих пор служит врачам для диагностики болезней почек, несмотря на все современные методы исследования.
Впрочем, сам Пастернацкий не ограничивался «ручной» диагностикой. Он одним из первых начал проводить биохимические анализы крови и пользоваться новинками того времени – рентгеновским аппаратом, фотоаппаратом, кардиографом. Обращал он внимание и на роль наследственности в возникновении заболеваний, и на особенности образа жизни пациента. Выводы из этого делались самые практические: Пастернацкий много экспериментировал с разными диетами, тепловыми процедурами, прописывал больным газированное молоко и мёд, искал новые методы лечения и требовал от каждого врача вести научную работу, а не слепо повторять заученное. «Подражание едва ли учит, а что оно порабощает, это бесспорно».
Одним из важнейших направлений его исследований было изучение возможностей санаторно-курортного лечения в России. Пастернацкий много ездил по Кавказу и его Черноморскому побережью, подробно описал климат и другие особенности Кисловодска и окрестностей, находил научное обоснование и разрабатывал методики применения различных минеральных вод, до того прописывавшихся больным чуть ли не по вкусу. О малоизвестном тогда местечке Гагры он сказал: «Это наша будущая Ницца!». И оказался прав.
Среди всех исследований Пастернацкого почти незамеченным осталось одно, которым мы теперь пользуемся чаще всего. Именно он при изучении способов использования минеральной воды установил, что насыщение углекислым газом не изменяет лечебных свойств, зато способствует длительному хранению. Если до этого лечение требовало поездки к источнику (что могли себе позволить далеко не все), то консервированную углекислым газом воду начали развозить в бутылках по больницам и аптекам, и сегодня мы можем купить минералку нужного нам состава в любом супермаркете.