От Москвы до степных регионов – сотни километров. Мы хорошо знаем, что столица России расположена в лесной зоне; биологи могут уточнить – в зоне широколиственных лесов, причем на границе с хвойной (таёжной) зоной, сосновые боры начинаются буквально с окраин мегаполиса. Если и есть более-менее крупные открытые природные пространства, то это или поля, или луга, или т.н. «луговая степь» - суходольные луга, на которых иногда встречаются представители степной флоры.
Однако есть в Московской области и свой, пусть и небольшой, участочек степи. Находится он возле Пущино, на левобережье Оки. В 1887 году профессор МГУ Н.П. Кауфман обнаружил в этих местах островок, на котором росли ковыль и типчак, полынь и степная вишня, степная тимофеевка и тюльпан Биберштейна и множество других «гостей» из более южных регионов. Как растений, так и опыляющих их бабочек, тоже редких для Подмосковья... Кстати, среди описанных в этих местах «степных жителей» значится и шалфей луговой – ближайший родственник шалфея лекарственного, масло которого входит в состав препарата Кармолис Капли. Луговой шалфей – тоже «зелёное лекарство», как и многие другие представители растительного мира «степного острова».
Это место сейчас так и называется – «Степной остров», а ещё – ботанико-энтомологический заказник «Степной». Попасть в него можно по экологической тропе, протянувшейся по берегу Оки, по северному склону Пущинского холма и под ним.
Степной остров – не единственное особо охраняемое место на этом небольшом маршруте. Здесь же расположен заказник «Карстовый» - участок, на котором из-под склона холма выходят уникальные для Подмосковья известняки с ископаемыми кораллами, губками, раковинам. Карст – не просто залежи известняка, это и водоносные слои, вымывающие подземные полости.
Больших пещер в Пущино нет, а вот выходы карстовых вод в виде многочисленных родников имеются. Подземная вода очень холодная, поэтому в купели, сделанной у одного из родников, и зимой, и летом температура воды около +5оС, так что это место не зря получило название «родник йогов». Обычному человеку нужно хорошенько подумать, прежде чем нырнуть в такую купель или встать под струи Пущинского водопада – небольшого, чуть выше человеческого роста, но очень живописного.
Есть на Пущинской экологической тропе и исторические места — остатки (рвы и валы) Тешилова града, средневековой крепости, считающейся ровесницей Москвы и не раз отбивавшейся от татарских нашествий. Тешилов град многие путают с другим памятником археологии этих мест – Тешиловским городищем, на котором люди жили за несколько веков до нашей эры. Крестьянские поселения там непрерывно сменяли друг друга вплоть до времен Российской империи.
Есть в Пущино и своя усадьба XVIII века – увы, полуразрушенная. О былой её красоте напоминают остатки гротов, прудов, мостиков, статуй и огромные вязы, оставшиеся от прежнего парка. С этим местом связаны судьбы многих выдающихся людей России. Одним из владельцев поместья был Андрей Тимофеевич Болотов, выдающийся русский ботаник и агроном, составивший среди прочих пособий «Руководство к познанию лекарственных трав» - одно из первых в российской науке.