В детстве нас всех учили писать аккуратно, чётко, по прописи, чтобы буквы были одинаковыми, красивыми. Даже те, кому в первых классах вполне удавалось освоить искусство каллиграфии, обычно к последним его уже утрачивали, а в студенческие годы и подавно исписывали тетрадки с конспектами закорючками, понятными только автору. Впрочем, специалист и в них бы нашёл общие черты с буковками, старательно выведенными детской рукой много лет назад.
О том, что написание букв имеет свои особенности, зависящие от характера, склада ума и даже здоровья человека, впервые упоминал ещё Аристотель. Но первый трактат, полностью посвящённый изучению письменной речи человека, был написан только в 1662 году. С этой даты принято отсчитывать возраст науки о почерке. Нынешнее её название появилось гораздо позже, в 1871-м, когда в своём журнале о тайнах почерка это слово употребил французский аббат Жан Ипполит Мишон.
Долгое время тайны почерка были для учёных чем-то вроде тайн ладони или тайн звёзд – графологию относили к наукам мистическим. Первыми к ней всерьёз отнеслись сыщики: им чаще всего требовалось устанавливать автора письма, строить предположения, в каком он был состоянии.
Выяснилось, что почерк может быть индивидуальным, как отпечатки пальцев – и вдобавок на нём отражаются особенности профессии (вспомним знаменитый «почерк врача», который не может прочитать никто, кроме коллег!), а также состояние организма (например, при повышенном артериальном давлении меняется нажим на карандаш или ручку) и даже некоторые заболевания – в первую очередь, неврологические и психиатрические.
Появилось даже такое направление, как графотерапевтика. Впрочем, официальная медицина вполне обоснованно считает, что по одному лишь почерку диагноз поставить невозможно, и уж тем более нелепо пытаться вылечить человека от болезней, просто научив его аккуратно писать.
Но польза чистописания для развития нервной системы доказана давно и основательно. Даже в наш цифровой век, когда мы пишем письма и документы при помощи клавиатуры, первоклашек будут учить выводить буковки по прописям. Это способствует развитию мелкой моторики (кстати, каллиграфию рекомендуют и как способ её восстановления после тяжелых травм, инсультов), улучшает связи речевого центра мозга, тренирует усидчивость, концентрацию на деталях, учит применять на практике усвоенную информацию. В общем, занятие это очень полезно во многих отношениях и детям, и взрослым.
Да и читать письмо или открытку, написанные знакомым почерком, гораздо приятнее, чем безликие, стандартные буквы на экране. Ведь индивидуальность почерка заметна (и запоминается) не только специалистами-графологами, и написанное от руки письмо сразу заставляет вспомнить образ конкретного человека. Буквы, которые мы оставляем на бумаге, показывают наше настроение и вызывают у читающего особые, живые эмоции. Недаром самые душевные и тёплые поздравления и пожелания принято вписывать собственноручно, и получать их куда приятнее. Так что пишите письма!