Не так давно среди мировых медицинских новостей мелькнуло сообщение, что в Аргентине женщина погибла в результате употребления... всем хорошо знакомой петрушки. У нас в стране ещё в 2011 году обсуждали запрет Роспотребнадзора на БАДы и другие продукты переработки этой пряной травы. Так Чем же опасна эта популярная приправа?
Петрушку человечество использует как пряность и лекарство уже тысячи лет: в Древнем Египте её использовали для заживления ран и лечения воспалений, как мочегонное и как средство от облысения. Даже римские суеверия, связывавшие петрушку со смертью и могилами, не помешали ей распространиться по Европе и России через аптекарские огороды при монастырях. И современные врачи одобряют добавление петрушки в рацион – её листья богаты микроэлементами и витаминами, помогают при расстройствах пищеварения, нормализуют работу эндокринной системы.
Но это листья, и при их использовании в качестве приправы. Мелко покрошенная веточка-другая – больше и не нужно, иначе вкус станет слишком резким. Все части петрушки «пропитаны» эфирным маслом, содержащим апиол – «камфару петрушки», придающую характерный запах, но в больших количествах сильно раздражающую слизистые оболочки. В свежей зелени эфирного масла совсем немного (не больше 0,3%), а в семенах его может быть до 7% – и семена, а не листья, стали причиной аргентинской трагедии.
Апиол повышает тонус гладкой мускулатуры – и кишечника, и матки у женщин. Это свойство давно и хорошо известно врачам, оно используется при лечении «женских» болезней – но оно же грозит и прерыванием беременности. С этой целью в некоторых странах Латинской Америки пользуются «народными средствами» из семян петрушки, а «самодеятельность» в таких вопросах всегда грозит осложнениями.
Запрет Роспотребнадзора тоже касается семян, эфирного масла и получаемых из них препаратов. Но «виновником» такого запрета является не апиол, а миристицин – ароматное вещество, содержащееся в семенах петрушки, укропа, моркови, мускатном орехе. В тех количествах, которые могут попасть в пищу при обычном употреблении хоть петрушки, хоть муската, миристицина ничтожно мало, и он лишь придаёт специфический привкус.
Однако в больших дозах это вещество является психоактивным, способно вызвать чувство опьянения, галлюцинации, чувство тревоги, а при сильном отравлении – нарушения дыхания и сердечного ритма. Впрочем, объесться ни петрушкой, ни даже её семенами до такого состояния не получится: слишком уж сильным будет раздражающее действие апиола, причем задолго до получения опасной дозы. А вот при бесконтрольном приготовлении различных препаратов – настоек, экстрактов – концентрация содержащихся в эфирном масле веществ может вырасти многократно, и последствия применения придётся устранять в больнице.
Парацельс, один из основателей научной фармакологии, заметил: «Всё есть яд и всё – лекарство, дело лишь в дозе», сходные мысли высказывал и Гиппократ. В полной мере это относится и к петрушке. До 6 г свежей зелени в сутки (максимально допустимая доза) для кулинарных целей более чем достаточно, и богатый состав листьев пойдёт только на пользу.