Всё ближе ночь с 31 декабря на 1 января – волшебная, новогодняя, с ёлками, подарками, весельем, фейерверками... К такому Новому году мы привычны с детства, и многие даже не представляют себе, как ещё можно провести эти дни. Между тем, традиции эти не такие уж древние.
Самые давние наши предки вообще отмечали «новое лето» с весеннего равноденствия. Зимним праздником был солнцеворот, солнцестояние – у некоторых народов год отсчитывался с него. В христианском летоисчислении точкой отсчёта выбирали то 1 марта 5508 г. до н.э., то 1 сентября 5509 г. до н.э. После крещения Руси сначала год начинали в марте, с XV века – в сентябре. Долгое время отмечали оба праздника, каждый со своими традициями: мартовский Новый год считался народным, а сентябрьский – церковным, официальным.
Кончился такой разнобой только 20 декабря 1699 года указом Петра I, решившего перевести Россию на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято и у католиков, и в большинстве православных церквей. Царь посчитал, что с 1700 года начинается новый век, и счёл такую круглую дату хорошим поводом для перемены календаря. Заодно и установил новую дату начала года – с 1 января.
Царским указом строго предписывалось украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками и не снимать украшений до 7 января. Людям попроще приказано было жечь в новогоднюю ночь огни и костры, служивым и знатным – учинять пальбу из ружей, пускать ракеты, одеваться по европейскому обычаю. Царский же фейерверк, невиданный по тем временам, был устроен на Красной площади – с орудийными залпами в полночь и с огненными потехами от немецких пиротехников.
Разудалое веселье шло почти неделю: царь со свитой, выряженные в маскарадные костюмы, разъезжал по Москве и следил, чтобы все пировали, а у кого из бояр находили праздник недостаточно шумным – устраивали настоящий погром и насильно поили допьяна. Непривычные к такому буйству горожане, узнавшие про перемену лет, считали, что царя «бесы гоняют», прятались и всерьёз ждали в наступившем году конца света. К 6 января веселье кончилось, как положено, крестным ходом к проруби, но и тут Пётр ввел новый обычай. Царь не шёл в царских одеждах за духовенством, а встречал процессию на берегу во главе гвардейских полков.
Долго приживался в России шумный Новый год, долго выстраивались нынешние традиции. Например, украшенная ёлка стала непременным атрибутом праздника только в XIX в., при Николае I, и тоже пришла к нам из европейских традиций, хоть и рождественских.
И только успела прижиться новая традиция, как её отменили в первый раз – в конце 1914 года: сочли «немецкой», а с Германией шла война. После 1917 года Новый год вернули, а потом сочли религиозным праздником и с 1929 года сделали 1 января обычным рабочим днём. В 1935 году Новый год вернули – праздник был окончательно отделён от церковного Рождества и признан светским, снова стал выходным, вернулись ёлки, детские утренники и Дед Мороз с подарками. В наши дни возродились и традиции, заложенные указом Петра – и вслед за боем курантов за окнами снова разносится грохот фейерверков!