Кто из нас не видел картин Васнецова? «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье»... Что ни полотно, то иллюстрация к былине или сказке.
Поначалу ничто в судьбе Виктора Михайловича не предвещало будущей славы «сказочного» художника. Родился он в семье сельского священника в Уржумском уезде Вятской губернии, самой глубинке, пошёл в духовное училище, затем в семинарию, готовился унаследовать церковный приход отца... Однако карьера священника не состоялась: Виктор увлёкся рисованием, брал уроки у учителя вятской гимназии, и после того, как талант к живописи стал очевиден, отец сам благословил своего наследника уйти с предпоследнего курса семинарии и поехать в Санкт-Петербург, поступать в Академию художеств.
В однокурсниках у Васнецова оказались Репин, Крамской, Стасов. Началась совсем другая жизнь – столичного ценителя искусства и истории. Тогда же Виктор открыл для себя русский фольклор: сказки, былины, народные песни. Народное творчество открылось ему во всей широте, и Васнецов буквально влюбился в мир русской истории и мифологии. После почти обязательной в те годы для молодых дарований поездки в Париж, ознакомления с европейской живописью художник неожиданно для многих возвращается не в Петербург, а в Москву – патриархальную, дышащую той самой русской былинной историей, о которой грезил Васнецов.
Первая же картина – «После побоища Игоря Святославовича с половцами» - стала открытием нового жанра. Как это часто бывает, публикой и критиками была не понята: от изображения истории в то время требовалась или археологическая точность, или героическая баталия. Васнецов же показал поле уже прошедшей битвы, но без излишнего натурализма – именно так, как рассказывают былины.
Однако картину тут же купил Третьяков для своей галереи. У мецената было чутьё на талант! Художника приглашают на третьяковские музыкальные вечера, затем он знакомится с Саввой Морозовым и входит в его «абрамцевский кружок».
Жизнь в усадьбе Абрамцево дала Васнецову виденье красоты не только русских сказок, но и русской природы для полноценной иллюстрации нашего фольклора. На полотнах появляются сумрачные ельники, могучие дубравы, «плачущие» над прудами берёзы... Природа у Васнецова чаще всего служит окружением – но очень передающим настроение! Это именно сказочные леса и степи – но изображённые столь же живыми, как и сказочные герои.
Живописцем-пейзажистом, мастером именно исторического, археологически точного пейзажа стал младший брат Виктора Васнецова – Апполинарий Михайлович. Творчество Васнецова-младшего заслуживает отдельного рассказа.