ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Отец фармакогнозии

Кармолис » Блог » Это интересно » Отец фармакогнозии

Первый век нашей эры. Расцвет Римской Империи. По дорогам Европы и Азии маршируют непобедимые легионы. И с одним из них идёт молодой человек без оружия, но с сумкой, полной трав, склянок и свитков. В списках врачей римской армии он значится как Педаний Диоскорид – грек родом из Киликии, ученик врача Арея из Тарсы.

В Тарсе располагалась одна из лучших медицинских школ того времени. По некоторым сведениям, Диоскорид имел возможность прикоснуться и к другой сокровищнице знаний – Александрийской библиотеке. Было там немало трактатов, посвящённых лекарственным растениям.

В сочинениях Гиппократа описано около 230 целебных растений, у Теофраста можно найти сведения уже о 500 растениях. И все они были нужны молодому военному врачу – ведь лекарства приходилось делать самостоятельно, из того, что росло под ногами, и никто не мог заранее угадать, в какую именно страну пошлет легион воля императора!

Как писал в своих заметках сам Диоскорид, он «прожил жизнь солдата»: вместе с римской армией он прошел по Малой Азии, Греции, Италии, Провансу. И везде интересовался тем, какими средствами пользуется местное население для лечения болезней, травм или ран. Причём не только для лечения своих товарищей, но и для науки.

Так в походной палатке военного врача постепенно рождался научный труд «De Materia Medica» («О лекарственных веществах») с описанием около 600 растений, больше 1000 препаратов и 4700 способов их применения.

Впервые растения были систематизированы не по их виду и месту произрастания, а по действию на организм - как в ныне существующей фармакопее. Родилась новая отрасль медицинской науки – фармакогнозия, изучающая лекарственное сырьё.

De Materia Medica оставалась главным трудом по фармакогнозии на протяжении полутора тысяч лет, и сейчас мы пользуемся многими названиями растений, записанными Диоскоридом. Ему же принадлежит и авторство слова «анестезия»: так было описано действие настойки из корня мандрагоры, приводившей больного в состояние, близкое к наркотическому сну и позволявшей снимать сильную боль.

Все растения делились на благовонные, пищевые, лекарственные и винодельные; лекарственные, в свою очередь, могли быть расслабляющими, разогревающими, смягчающими, сушащими, вяжущими, сгущающими, охлаждающими, питательными. Диоскорид считал лекарствами овощи и фрукты, действие которых тоже подробно описал.

Среди способов приготовления лекарств можно найти и возгонку, и перегонку, и другие сложные методики. Кроме растений в дело шли мёд, молоко, жиры, масла, смолы, вина, металлы и кристаллы.

«De Materia Medica» была одним из основных трудов по медицине, которые в Средние века обязан был знать каждый врач в Европе. Существовало множество копий, но оригинал не сохранился, а при переписывании и переводах в текстах накапливались ошибки. Перерисованные далеко не лучшими художниками растения стали отличаться от настоящих, с которых делал зарисовки Диоскорид. Коллеги-последователи постоянно пытались что-то улучшить, добавить, вставить отрывки из других источников – книга была нужна как практическое руководство, а не экземпляр в музейной коллекции.

Сегодня существует много рукописных экземпляров «De Materia Medica» на разных языках, но чем раньше была сделана копия, тем она считается ценнее и ближе к оригиналу. Самым ценным манускриптом исследователи называют «Венский Диоскорид», хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Создан он был в Константинополе в VI веке, через 500 лет после смерти автора, и представляет собой бесценный памятник науки и искусства. С 1997 года «Венский Диоскорид» внесён ЮНЕСКО в международный реестр «Память мира».