Творчество Константина Андреевича Сомова долгое время было почти неизвестно отечественному зрителю – его картины не выставлялись, альбом репродукций за десятки лет был издан только один, небольшим тиражом. На зарубежных аукционах его картины бьют рекорды цен: это самый дорогой из российских художников. Однако в славе есть большая доля скандала.
29 ноября 2006 г. на торгах аукциона «Кристис» поставлен рекорд – картина русского художника была продана за 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. Незамысловатые сюжет и исполнение... Одна из последних работ Константина Сомова, сделанных в России – «Русская пастораль» 1922 г.
Прошло меньше года, и на том же аукционе – новый рекорд: при стартовой цене в 400 тысяч фунтов картина продается почти за 4 миллиона! И опять Сомов, «Радуга» – картина отнюдь не в стиле великих русских пейзажистов, а их работы на «Кристис» ценились куда дешевле. Но – это же Сомов! Для западного ценителя этого вполне достаточно.
Родился Константин Андреевич в 1869 г. в Петербурге, в семье людей искусства. Отец служил хранителем Эрмитажа, мать была известна своими музыкальными способностями, и образование будущий художник получил в элитной гимназии Карла Мая – «школе академиков».
Из её выпуска 1888 г. в императорскую Академию Художеств поступили несколько учеников, в дальнейшем образовавших кружок «Мир искусства» и выпускавших одноимённый журнал. Сомов после основного курса в Академии попал в класс к И.Е. Репину и поначалу пошёл по стопам учителя – коллеги видели в нём подающего надежды портретиста.
Однако первую настоящую славу ему принесли иллюстрации к книгам. «Граф Нулин» Пушкина, «Нос» и «Невский проспект» Гоголя, сборники стихов Бальмонта и Блока и, наконец, «Книга маркизы» – сборник эротических текстов разных европейских авторов Галантного века. Иллюстрации были далеки от галантности и поражали фривольностью.
Слава получилась весьма скандальной, но имя художника было на слуху не только в Петербурге. Сам Сомов отзывался об этом раздражённо: «Продажная, несерьёзная вещь!» – графические работы ему успели надоесть, он тяготел к живописи. Но публика требовала продолжения в том же стиле...
И стиль Сомова стал легко узнаваем: он на картинах создавал собственный мир, чувственный, романтичный и эротичный, с торжеством любви во всех проявлениях, в декорациях и масках XVII-XVIII вв., в нарочито простоватой технике – иногда почти лубочной, особенно в славянских сюжетах.
Для души и для друзей были акварели и этюды с пейзажами, то яркими, как «Радуга», то тёмными, таинственными и одиноко-печальными, как «Остров любви». Даже в заказных жанровых сценках проглядывало желание за «продажным» сюжетом передать настроение и чувства через образы природы. В основном русской – Сомов продолжал писать пейзажи с берёзовыми перелесками даже в Париже.
Уехать из России ему пришлось в 1923 г. Поначалу Сомов, как и многие русские интеллигенты, воспринял революцию восторженно, но радость всеобщей свободы быстро сменилась реальностью гражданской войны, разрухи, становления нового, сурового государства.
Места для чувственности и романтики в государстве оставалось всё меньше, и выехавший в 1923 г. в Нью-Йорк для проведения выставки Константин Андреевич решил не возвращаться на Родину. Америка для него тоже оказалась тесна, а вот во Франции жизнь Сомова сложилась вполне удачно – он жил в Париже и в Нормандии, писал картины и иллюстрации для книг.